С 11 по 15 июня в Италии состоится довольно необычное мероприятие из мира автоспорта – гонка на 1000 миль, в которой участники будут соревноваться не в скорости, а в точности вождения.
«Милле Милья» — это не что иное, как ретро-ралли на регулярность движения – именно так звучит автомобильная дисциплина, к которой относится данное мероприятие. Но таковой культовая гонка была не всегда. Проект Verybet приглашает вас узнать, с чего всё начиналось и чем привлекательно это событие в наши дни.
1927-1957: гонка на скорость
В начале XX века, когда автомобильные производители познали способ делать машины быстрее и быстрее, в Европе в целом — и в Италии в частности – пошёл настоящий бум на автогонки. Самыми популярными из них на территории Апеннинского полуострова были сицилийская Targa Florio и её «собрат» с юга страны, из коммуны Брешиа – Mille Miglia, что в переводе на русский буквально и означает «1000 миль», то есть, то расстояние, что приходилось преодолевать пилотам. Точкой «А», как было сказано выше, была Брешиа, а точкой «Б» — Рим, столица Италии.
Для 1927 года, когда состоялась первая гонка в истории, это уже не казалось таким уж недостижимым ориентиром, но всё же нужно было понимать, что гонщикам в этом случае предстояло находиться за рулём и непрерывно жать на педаль акселератора больше 16 часов кряду. Плюс, чтобы успеть до наступления непроглядной тьмы, выезжать нужно было рано утром, почти сразу после рассвета. Именно поэтому, начиная с 1949 года, автомобилям участников присваивались номера согласно времени их старта. Так, на трассе можно было увидеть не вполне привычные сейчас трёхзначные числа, к примеру, 702, что означало, что участник покинул Брешию в 7:02 по местному времени.

Бренды-лидеры
Тогда подавляющее большинство автомобилей были сделаны местным автопроизводителем – Officine Meccaniche или сокращённо O.M., поэтому неудивительно, что болид именно этой марки пришёл к финишу тогда, около 100 лет назад, с лучшим временем. Впоследствии в борьбу за победу начали вклиниваться и другие фирмы, причём, не только из Италии, но и из Германии. К примеру, после того, как «Милле Милья» набрала значительную популярность, в Брешию стали приезжать и знаменитые «Серебряные стрелы», то есть, автомобили марки «Мерседес», и гости из Баварии – как вы понимаете, здесь уже речь о BMW. Первый из названных производителей прославился благодаря победам Рудольфа Караччолы и Вильгельма Себастьяна (см. фото выше), а также Стирлинга Мосса и Денниса Дженкинсона, тогда как баварцы праздновали успех лишь единожды. Творцами той виктории стали Хюшке фон Хонштайн и Вальтер Боймер.
Авария возле Гуидиццолло
Сколько бы ещё продолжалась эта легендарная гонка, мы уже не узнаем, зато доподлинно известно, что положило ей конец.
После этого правительство Италии серьёзно задумалось о формате гонки, и в последующие 3 года её попробовали переделать в гонку раллийного характера с несколькими спецучастками. Однако дух той самой «Милле Милья» уже пропал, поэтому с 1962 года от идеи о проведении гонки отказались.
1977 – наши дни: ралли на регулярность
Правда, 15 лет спустя, на фоне расцвета новой спортивной дисциплины в Италии, ралли на регулярность, мероприятие решили провести снова, в честь 50-летия со дня первого старта, но уже в соответствии с новым форматом, условно назвав гонку Mille Miglia Storica. Обновленные правила подразумевали, что участники должны были проходить контрольные отрезки или с определённой средней скоростью, или за определённое время. В дорожных картах прописывались ориентиры, отклонение от которых в большую или меньшую сторону приносило экипажам штрафные очки. Соответственно, побеждал тот экипаж, у кого этих самых очков окажется меньше.
Скорости с той поры перестали быть на уровне гоночных болидов, поэтому неторопливо двигавшиеся автомобили теперь уже ехали не просто до Рима, а ещё и в обратном направлении, стартуя на площади Виале Венеция в Брешии и финишируя там же спустя примерно трое суток.
Кстати, до участия в ретро-ралли допускались (и допускаются по сей день) автомобили из числа именно тех, кто выходил на старт той самой «Милле Милья». В список кандидатов входили следующие бренды:
- O.M. (Officine Meccaniche);
- Alfa Romeo;
- Bentley;
- Bugatti;
- Fiat;
- Lancia;
- Amilcar;
- B.N.C.;
- Salmson;
- Cisitalia;
- Mercedes-Benz;
- BMW;
- Maserati;
- Abarth;
- Healey;
- Aston Martin;
- Renault и другие.

Тем не менее, Mille Miglia Storica тоже не сразу стала регулярным событием. После 1977 года ретро-ралли проводилось лишь дважды в течение 7 лет, но с 1986 года оно прочно закрепилось в календаре мероприятий с каждым годом собирает всё больше и больше поклонников исторического автоспорта, являясь негласным «чемпионатом мира» по ралли на регулярность. Таким образом, в 2024 году событие пройдёт уже в 42-й раз, и на него официально заявилось более 300 экипажей с разных уголков земного шара, в том числе, Японии, США, Аргентины, Нидерландов, Бельгии, Швейцарии и других стран.
Победители ретро-ралли Mille Miglia
Первыми победителями того, что принято называть «Mille Miglia Storica» («историческая версия «Милле Милья») стали представители Германии Хепп и Бауэр на Alfa Romeo RLSS 1927 года. Удивительно, но кроме итальянских пилотов в числе лучших значились лишь участники из Германии и Аргентины. Южноамериканцы в общей сложности 5 раз набирали лучшую сумму на финише.
Первыми, кому удалось нарушить гегемонию хозяев трассы, стали Карлос Силецки и Хуан Эрвас, победившие в 2003 году. В 2012 году их почин поддержали Клаудио Скалисе и Даниэль Кларамунт, а ещё год спустя победу уже праздновали Хуан Тонконоги и Гильермо Бериссо. Они же стали двукратными чемпионами в 2014 году, а ещё четырьмя годами позже Хуан Тонконоги вошёл в историю как трёхкратный победитель ретро-ралли, но уже в тандеме с Барбарой Руффини.
Лучшим по сей день остаётся Джулиано Кане, в общей сложности 10 раз выигрывавший «самую красивую дорожную гонку в мире», как её называют сами итальянцы. При этом, только 1 раз ему пришлось выходить на старт без своей напарницы и супруги Лючии Галлиани. Но как единый экипаж они так и не сумели установить лучшего достижения в истории, потому что этому суждено было случиться лишь год назад. Тандем Андреа Веско и Фабио Сальвинелли снова опередил своих конкурентов, как это было в 2021 и 2022 годах, что позволило Фабио стать первым и пока единственным штурманом, которому три раза подряд удавалось становиться лучшим на «Милле Милья».
Собственно, сам Веско также не остался в стороне. Завоевав шестой титул, он приблизился к вечному рекорду Кане, обойдя его при этом по числу побед, заработанных подряд. Теперь эта цифра официально равна 4.
Правда, Андреа Веско в одном из своих интервью после прошлогодней победы сказал следующее:
«Я обычно не придаю такого большого значения статистике, предпочитая говорить, скорее, о конкретной гонке, нежели о какой-то серии, но мне, конечно, приятно понимать, что я стал первым в истории пилотом, кому покорились 4 Мille Мiglia подряд».
Андреа Веско, шестикратный победитель ралли на регулярность Mille Miglia Storica
Добавим, что победа Андреа и Фабио упрочили и лидерство Alfa Romeo в условном зачёте автопроизводителей, принимавших участие в ретро-ралли. И вот кто помогал одной из самых известных итальянских фирм становиться частью истории.
2020-2024 | 4 | Андреа Веско / Роберто Веско Андреа Веско / Фабио Сальвинелли | Alfa Romeo 6C 1750 SS Zagato 1929 года |
2005, 2007-2008 | 3 | Лучано Виаро / Маурицио де Марко Лучано Виаро / Лука Бергамаски Лучано Виаро / Антонио Виаро | Alfa Romeo 6C 1500 Super Sport 1928 года |
2016-2017 | 2 | Андреа Веско / Андреа Гуерини | Alfa Romeo 6C 1750 GS Spider Zagato 1931 года |
2018 | 1 | Хуан Тонконоги / Барбара Руффини (Аргентина) | Alfa Romeo 6C 1500 Gran Sport «Testa Fissa» Spider Zagato 1933 года |
2019 | 1 | Джованни Мочери / Даниэле Бонетти | Alfa Romeo 6C 1500 Super Sport Spider Stabilimenti Farina 1928 года |
2012 | 1 | Клаудио Скалиссе / Даниэль Кларамунт (Аргентина) | Alfa Romeo 6C 1500 Gran Sport «Testa Fissa» 1933 года |
1977 | 1 | Хепп / Бауэр (Германия) | Alfa Romeo RLSS 1927 года |
Мы надеемся, что вам станет интересен наш эксперимент, и вы будете следить за развитием событий в ретро-ралли «Милле Милья» в 2024 году вместе проектом Verybet. К слову, первые экипажи отправятся в путь уже сегодня, 11 июня, в 13:30 по московскому времени.