Аэродинамика в Формуле-1 занимает едва ли не первое место по масштабности влияния на итоговый результат. Она определяет, насколько быстро болид может двигаться по трассе и как эффективно он будет обгонять соперников. Все аспекты конструкции болида, от антикрыльев до боковых понтонов, разрабатываются с учетом аэродинамических принципов. Топовые команды обзаводятся специальными масштабными, многомиллионными центрами для теста новинок. Конструкторы, разрабатывающие элементы болидов, получают не меньше пилотов. Всё это ради того, чтобы обеспечить машинам максимальную эффективность на трассе.
Случайные зрители королевских гонок полагают, что распределение мест на трассе зависит от уровня пилотов. Другие обращают внимание на производителей моторов, установленных на тех или иных болидах. И только истинные поклонники знают, что для достижения успеха необходимо учесть огромное количество факторов. Аэродинамика в Формуле-1 будет в этом списке одной из первых. Ведь даже сантиметр пластика может подарить преимущество или лишить его.
- Как аэродинамика в Формуле-1 влияет на результат
- Антикрылья: средство достижения нужной прижимной силы
- Диффузоры: незаметный секрет аэродинамики в Формуле-1
- Боковые понтоны: контроль потоков со всех сторон
- Роль DRS в аэродинамике Формулы-1
- Аэродинамика в Формуле-1: дальнейшее развитие
- Популярные вопросы (FAQ)
Как аэродинамика в Формуле-1 влияет на результат
Болиды Формулы-1 – это не просто быстрые машины. Это настоящее искусство в сфере инженерии, где каждый элемент является важной деталью общей композиции. Когда на трассе судьбу гонки решают тысячные доли секунды, команды стараются сделать всё, чтобы их творение оказалось на эти самые тысячные быстрее конкурентов. Для этого инженеры создают уникальные элементы. Правда, уникальными те остаются недолго, ведь другие команды следят за соперниками и всегда готовы скопировать удачную деталь.
Зачастую эксперименты проходят по самой грани правил или даже пересекают эту грань. Из-за этого команды сталкиваются со штрафами и дисквалификациями. Однако риск полностью оправдан, достаточно вспомнить команду «Браун». В 2009 году этот коллектив нашёл в правилах лазейку и за счёт неё стал чемпионом как в Кубке Конструкторов, так и в личном первенстве (победителем стал Дженсон Баттон).
Поэтому не стоит удивляться, когда одна из команд объявляет о новинке, а там точно такая же деталь, как была до этого. На деле она не такая же, ведь даже минимальные изменения могут привести к значительному улучшению результатов. При этом, улучшение аэродинамических показателей можно добиться различными способами. Зачастую конструкторы больше внимания уделяют основным элементам, от которых напрямую зависит этот показатель.
Антикрылья: средство достижения нужной прижимной силы

Антикрылья в Формуле-1 – одни из основных конструкционных элементов болида. Они размещаются спереди и сзади. Данные элементы выделяются своим оригинальным дизайном и привлекают внимание. Именно их постоянно дорабатывают инженеры, меняя угол наклона каждой составляющей. И именно они, особенно тот, что спереди, чаще всего подвержены поломкам во время гонки. Аэродинамика в Формуле-1 во многом построена именно на антикрыльях. Без них о каком-либо успешном прохождении трассы можно забыть. Если же выделять основные функции антикрыльев в Ф-1, то стоит отметить:
- Передние антикрылья предназначены для создания прижимной силы. Этот элемент прижимает автомобиль к трассе и не даёт ему взлетать при высоких скоростях. Также с его помощью болид увереннее чувствует себя в поворотах, не срываясь и не вылетая в стены.
- Задние антикрылья играют аналогичную роль, но в основном они предназначены для управления аэродинамическими характеристиками на высоких скоростях.
- Антикрыло формирует поток воздуха, направленный вниз, что увеличивает сцепление шин с дорогой.
- Деталь помогает организовать воздушные потоки, проходящие вокруг болида. Это снижает сопротивление и улучшает эффективность работы других аэродинамических элементов.
- Сами крылья гибкие. Это так называемая аэроупругость. Элементы способны справляться с прямыми потоками воздуха на скорости более 300 километров в час, не теряя своей эффективности.
Несмотря на схожесть элементов, каждая команда оснащает свои болиды антикрыльями собственной разработки. Каждая настройка происходит индивидуально. При этом детали устанавливаются таким образом, чтобы их можно было заменить за несколько секунд. Это позволяет пилотам продолжать гонку после поломки крыльев, при условии, что им удастся добраться до пит-стопа.

Диффузоры: незаметный секрет аэродинамики в Формуле-1
Диффузоры – это элементы, расположенные под днищем машины и незаметные с первого взгляда. Они находятся в задней части болида и отвечают за улучшение потока воздуха под болидом. Данные компоненты конструкции способствуют увеличению скорости выхода воздуха из-под машины, создавая низкое давление. Основные функции диффузоров в Ф1 таковы:
- Увеличение прижимной силы. Благодаря форме диффузора, воздух замедляется, создавая отрицательное давление и улучшая сцепление.
- Снижение сопротивления. Диффузоры помогают минимизировать сопротивление, позволяя болиду двигаться быстрее при меньших усилиях.
Важное внимание уделяется конфигурации диффузоров, так как их форма может значительно влиять на аэродинамические характеристики. Эволюция диффузоров в последние годы привела к внедрению более сложных конструкций, которые эффективно взаимодействуют с другими аэродинамическими элементами.

Двойной диффузор – та самая яркая иллюстрация работы с правилами и регламентами Формулы-1. Именно двойной диффузор был придуман Заком Брауном для своей команды в 2009 году. Именно двойной диффузор, по общепризнанной версии, привёл его команду к триумфу в том сезоне. И именно двойной диффузор запретили сразу же на следующий год.
Боковые понтоны: контроль потоков со всех сторон
Боковые понтоны болида формируют поток воздуха вокруг кузова и двигателя. Их задача — управлять воздушными потоками и снижать аэродинамическое сопротивление. Они помогают направлять воздух к радиаторам для охлаждения двигателя, одновременно оптимизируя аэродинамические характеристики. Основные функции боковых понтонов:
- Управление воздухом. Понтоны способствуют улучшению аэродинамической формы, позволяя воздуху легко обтекать болид.
- Снижение сопротивления. Правильная форма боковых понтонов помогает минимизировать вихри, которые создаются вокруг автомобиля, что увеличивает общую скорость.
Потоки воздуха, собираемые боковыми понтонами, направляются напрямую в радиаторы охлаждения. При этом, конструкции проектируются таким образом, что в ней содержатся и специальные ячейки безопасности. Эти ячейки снижают нагрузку при боковых ударах, а также защищают расположенные там же электронные блоки.

Правила Формулы-1 постоянно эволюционируют, что также влияет на аэродинамические решения команд. В последние годы наблюдаются тенденции к ужесточению правил, касающихся аэродинамических элементов, чтобы улучшить безопасность и сократить скорость машин. Например, в 2021 году были введены новые правила, ограничивающие размеры антикрыльев и диффузоров, что привело к изменениям в дизайне и стратегии команд.
Роль DRS в аэродинамике Формулы-1
Система DRS (Drag Reduction System) — это инновационный элемент, внедрённый в Формулу-1 для увеличения числа обгонов и повышения зрелищности гонок. Она позволяет гонщикам уменьшать сопротивление, открывая заднее антикрыло на определённых участках трассы. Принципы работы с DRS таковы:
- Когда система активирована, угол атаки заднего антикрыла уменьшается. Это снижает аэродинамическое сопротивление и увеличивает скорость болида.
- DRS может быть использована только в определённых зонах на трассе. И только при условии, что гонщик находится в пределах одной секунды позади другого автомобиля.
Использование DRS значительно увеличивает возможности для обгонов, так как позволяет более быстро приближаться к соперникам на прямых участках. Однако это также требует высокой степени мастерства и точности от гонщиков. Открытие DRS в неподходящий момент может привести к потере контроля над автомобилем.
За прошедшие годы с момента введения этой системы, гонщики и зрители привыкли к открытым крыльям и специальным зонам. Как правило, на трассе для DRS выделяется самая длинная прямая. Иногда таких зон может быть две или даже три. Перед зоной есть специальная точка детекции, на которой фиксируются текущие отрывы пилотов. Если отставание одного из них менее одной секунды, он получает возможность открыть крыло после пересечения соответствующей линии.
Правило начинает работать только с третьего круга, когда пелотон немного растягивается. При этом, гонщиков, идущих паровозиком, может быть много. Все они получат право открыть крыло, что сведёт преимущество на нет. Таким образом, аэродинамика болида меняется буквально по нажатию одной кнопки.
Аэродинамика в Формуле-1: дальнейшее развитие
Аэродинамика является одним из самых важных аспектов в Формуле-1. Она определяет не только скорость болида, но и его управляемость на трассе. Эволюция антикрыльев, диффузоров и боковых понтонов, а также внедрение таких технологий, как DRS, делают гонки более интересными и захватывающими. Понимание этих элементов позволяет фанатам лучше осознать, что происходит на трассе и за её пределами.
При этом, погоня за преимуществом продолжается и ведётся круглый год. Лучшие инженеры проводят сотни часов, пытаясь из каждого, даже самого маленького элемента выжать максимум производительности. Федерация гонок пытается ограничивать фантазия конструкторов оперативными поправками в регламенте. Однако поиск лазеек и создание пограничных элементов – это ещё одна гонка, которая проходит уже без участия пилотов.
Поэтому можно не сомневаться, что болельщики и дальше будут регулярно видеть удивительные новинки. Некоторые из них окажутся провальными, а другие принесут необходимое преимущество. К примеру, «Астон Мартин» как раз подписал Эдриана Ньюи – лучшего инженера-конструктора Формулы-1 последних десятилетий. Вполне возможно, этот союз подарит нам ещё не одну инновацию.