Безопасность в Формуле-1: как пилотов защищают от повреждений

Безопасность в Формуле-1 Теория автоспорта

Безопасность в Формуле-1 – вопрос, которому уделяется не меньше внимания, чем скорости болидов. Гонки на высоких скоростях сталкивают пилотов с огромными рисками, преследующими их на протяжении каждого заезда. Поэтому вопрос безопасности гонщиков всегда остро стоит в ФИА. Регулярно проводятся улучшения отдельных систем и полноценные нововведения. Но даже этого порой не хватает, чтобы спасти пилотов от инцидентов, ведущих к получению травм или трагическим исходам.

Безопасность в Формуле-1: костюмы для пилотов

Условно все элементы, которые использует безопасность в Формуле-1, можно разделить на две категории. Одни разработки созданы непосредственно для использования пилотами, а другие создаются для различных элементов болида. Каждой разработке уделяется самое пристальное внимание. Они проходят многочисленные тесты и проверки, с целью поиска идеального сочетания компонентов и возможности выдержать максимальные нагрузки.

Шлем пилота Формулы-1 прошёл эволюцию длиной в несколько десятков лет, прежде чем пришёл к современному виду. Но помимо шлема существует и ещё один не менее важный элемент безопасности гонщика – его костюм.

Как и в случае со шлемом, долгие годы пилоты придерживались стандартного варианта с удобным, но абсолютно бесполезным костюмом из хлопка. Ситуация начала постепенно меняться лишь в 60-х годах. В 1963 году в ФИА решили заняться разработкой гоночного костюма, способного защитить пилота от огня. И в это же время в США по заказу Пентагона был создан материал номекс, разработанный для использования при создании скафандров NASA.

Грожан вынужденно тестирует огнеупорный костюм
Грожан вынужденно тестирует огнеупорный костюм

Постепенно номекс стал распространяться на многие другие сферы и добрался до автоспорта. Но не до Формулы-1, а до Наскара. В «Королевские гонки» этот материал пришёл только во второй половине семидесятых.

Как это часто случалось в истории гонок, новый элемент, добавивший безопасность в Формуле-1, сначала был воспринят в штыки. Пилоты наотрез отказывались менять свои хлопковые комбинезоны на что-то другое. Всё изменила авария Ники Лауды на Нюрбургринге в 1976 году. Австриец одним из первых начал использовать номекс и смог выжить, находясь в открытом огне. После этого все недовольства исчезли.

Спустя несколько лет комбинезоны гонщиков были приведены к единому стандарту. Дальнейшее совершенствование технологий привело к тому, что на сегодняшний день этот элемент экипировки способен выдержать 20 секунд нахождения в открытом пламени. Роман Грожан сумел в Бахрейне проверить это на личном опыте.

Элементы безопасности в кокпите

Безопасность в Формуле-1 развивается по нескольким направлениям, стремясь оградить пилотов от любого негативного воздействия. Для этого разработка каждого элемента выполняется профессионалами, а тесты занимают даже больше времени, чем само создание нового технического творения. Касательно защиты пилотов стоит отдельно отметить ещё два важных нововведения, появившехся в процессе эволюции «Королевских гонок»:

  1. Ремни безопасности. Как и в каждом автомобиле, в болиде Ф-1, разумеется, подразумеваются подобные элементы. Здесь используются шеститочечные ремни, схожие с теми, что применяются в истребителях. Вся система весит менее килограмма, но благодаря использованию титана и полиэстера способна выдержать нагрузку до полутора тонн. Два плечевых и два тазовых ремня защищают от ударов об руль или систему Halo. Два паховых ремня удерживают пилота на месте и защищают от соскальзывания. Все шесть ремней крепятся на поясе.
  2. HANS (Head and neak support). Это система защиты шеи и головы пилота. Её разработали ещё в 1987 году, но активные разговоры о применении начались только в 2001, после очередного трагического случая в Наскаре, когда на «Дайтоне 500» погиб Дэйл Эйнхардт. Пилоты в очередной раз не были довольны новинкой, но вскоре карбоновый подголовник, обхватывающий шею и затылок гонщика с двух сторон, стал обязательным в использовании. HANS крепится непосредственно к шлему пилота с помощью специального троса. Это позволяет двигаться непосредственно с защитой. При этом, система ограничивает горизонтальное перемещение головы и снижает риск смещения относительно шеи на 75%.
Шлем и система HANS
Шлем и система HANS

Как и другие нововведения, данные обновления уже не раз сумели зарекомендовать себя и показать очевидную полезность. Если изначально они вызывали какие-либо недовольства, то сегодня нельзя себе представить безопасность в Формуле-1 без всех систем, разработанных для минимизации возможных повреждений гонщиков.

Безопасность не только внутри, но и снаружи

Забота о безопасности в столь опасном виде спорта подразумевает работу не только внутри болида. От одной машины легко может пострадать кто-то другой, поэтому разработки ведутся со всех сторон. Например, частая и печальная проблема, с которой раньше сталкивались участники заездов, это отлетающие от болидов колёса.

Мощные и большие элементы, летящие на большой скорости, не раз приводили к летальным исходам. Дабы справиться с этой проблемой, в 1998 году было принято решение крепить колёса болидов непосредственно к трансмиссии или монококу посредством зайлоновых тросов. Подобные тросы позволяли выдержать нагрузку в 5,5 тонн, но даже это не убрало проблему полностью. В дальнейшем количество тросов было увеличено.

Также работа ведётся не только с болидами. Все механики в боксах облачаются в огнеупорные костюмы. На трассах же формируются полноценные зоны безопасности и мягкие отбойники. Это необходимо как для самих пилотов, которые, в случае аварии или потери управления успевают потерять скорость перед столкновением, так и для зрителей и персонала, защищённого от попадания обломков.

Колесо решает продолжить движение отдельно от Хюлькенберга
Колесо решает продолжить движение отдельно от Хюлькенберга

Не стоит забывать и о различных сервисных службах. Помимо машины безопасности, контролирующей пелотон в случае возникновение проблем на трассе, есть медицинские автомобили, пожарные службы, эвакуаторы и множество маршалов, готовых в любой момент приступить к устранению проблемы.

Яркий пример: авария Романа Грожана в Бахрейне в 2020 году. Она произошла на первом круге, когда стартовавший пелотон сопровождался медицинской машиной. После удара в отбойник и возгорания, в течение нескольких мгновений болид уже тушили с нескольких сторон, а пилоту помогал персонал. Гонку же не продолжали, пока повреждённый отбойник не будет восстановлен.

Безопасность в Формуле-1 – это самые современные технологии, новейшие разработки, сотни часов испытаний и многостраничные инструкции. Каждый аспект продуман и отработан. При этом, всегда остаются моменты, которые можно улучшить. Поэтому стоит и в дальнейшем ожидать нововведений, призванных обеспечить дополнительную защиту как для самих пилотов, так и для всех окружающих.

Популярные вопросы (FAQ)

80% составляющих, из которых состоят болиды, это различные композитные материалы на основе углеволокна. Также среди материалов кевлар, зайлон и множество металлических сплавов.
Добавить комментарий