Безопасность в Формуле-1 – вопрос, которому уделяется не меньше внимания, чем скорости болидов. Гонки на высоких скоростях сталкивают пилотов с огромными рисками, преследующими их на протяжении каждого заезда. Поэтому вопрос безопасности гонщиков всегда остро стоит в ФИА. Регулярно проводятся улучшения отдельных систем и полноценные нововведения. Но даже этого порой не хватает, чтобы спасти пилотов от инцидентов, ведущих к получению травм или трагическим исходам.
Безопасность в Формуле-1: костюмы для пилотов
Условно все элементы, которые использует безопасность в Формуле-1, можно разделить на две категории. Одни разработки созданы непосредственно для использования пилотами, а другие создаются для различных элементов болида. Каждой разработке уделяется самое пристальное внимание. Они проходят многочисленные тесты и проверки, с целью поиска идеального сочетания компонентов и возможности выдержать максимальные нагрузки.
Шлем пилота Формулы-1 прошёл эволюцию длиной в несколько десятков лет, прежде чем пришёл к современному виду. Но помимо шлема существует и ещё один не менее важный элемент безопасности гонщика – его костюм.
Как и в случае со шлемом, долгие годы пилоты придерживались стандартного варианта с удобным, но абсолютно бесполезным костюмом из хлопка. Ситуация начала постепенно меняться лишь в 60-х годах. В 1963 году в ФИА решили заняться разработкой гоночного костюма, способного защитить пилота от огня. И в это же время в США по заказу Пентагона был создан материал номекс, разработанный для использования при создании скафандров NASA.

Постепенно номекс стал распространяться на многие другие сферы и добрался до автоспорта. Но не до Формулы-1, а до Наскара. В «Королевские гонки» этот материал пришёл только во второй половине семидесятых.
Спустя несколько лет комбинезоны гонщиков были приведены к единому стандарту. Дальнейшее совершенствование технологий привело к тому, что на сегодняшний день этот элемент экипировки способен выдержать 20 секунд нахождения в открытом пламени. Роман Грожан сумел в Бахрейне проверить это на личном опыте.
Элементы безопасности в кокпите
Безопасность в Формуле-1 развивается по нескольким направлениям, стремясь оградить пилотов от любого негативного воздействия. Для этого разработка каждого элемента выполняется профессионалами, а тесты занимают даже больше времени, чем само создание нового технического творения. Касательно защиты пилотов стоит отдельно отметить ещё два важных нововведения, появившехся в процессе эволюции «Королевских гонок»:
- Ремни безопасности. Как и в каждом автомобиле, в болиде Ф-1, разумеется, подразумеваются подобные элементы. Здесь используются шеститочечные ремни, схожие с теми, что применяются в истребителях. Вся система весит менее килограмма, но благодаря использованию титана и полиэстера способна выдержать нагрузку до полутора тонн. Два плечевых и два тазовых ремня защищают от ударов об руль или систему Halo. Два паховых ремня удерживают пилота на месте и защищают от соскальзывания. Все шесть ремней крепятся на поясе.
- HANS (Head and neak support). Это система защиты шеи и головы пилота. Её разработали ещё в 1987 году, но активные разговоры о применении начались только в 2001, после очередного трагического случая в Наскаре, когда на «Дайтоне 500» погиб Дэйл Эйнхардт. Пилоты в очередной раз не были довольны новинкой, но вскоре карбоновый подголовник, обхватывающий шею и затылок гонщика с двух сторон, стал обязательным в использовании. HANS крепится непосредственно к шлему пилота с помощью специального троса. Это позволяет двигаться непосредственно с защитой. При этом, система ограничивает горизонтальное перемещение головы и снижает риск смещения относительно шеи на 75%.

Как и другие нововведения, данные обновления уже не раз сумели зарекомендовать себя и показать очевидную полезность. Если изначально они вызывали какие-либо недовольства, то сегодня нельзя себе представить безопасность в Формуле-1 без всех систем, разработанных для минимизации возможных повреждений гонщиков.
Безопасность не только внутри, но и снаружи
Забота о безопасности в столь опасном виде спорта подразумевает работу не только внутри болида. От одной машины легко может пострадать кто-то другой, поэтому разработки ведутся со всех сторон. Например, частая и печальная проблема, с которой раньше сталкивались участники заездов, это отлетающие от болидов колёса.
Также работа ведётся не только с болидами. Все механики в боксах облачаются в огнеупорные костюмы. На трассах же формируются полноценные зоны безопасности и мягкие отбойники. Это необходимо как для самих пилотов, которые, в случае аварии или потери управления успевают потерять скорость перед столкновением, так и для зрителей и персонала, защищённого от попадания обломков.

Не стоит забывать и о различных сервисных службах. Помимо машины безопасности, контролирующей пелотон в случае возникновение проблем на трассе, есть медицинские автомобили, пожарные службы, эвакуаторы и множество маршалов, готовых в любой момент приступить к устранению проблемы.
Безопасность в Формуле-1 – это самые современные технологии, новейшие разработки, сотни часов испытаний и многостраничные инструкции. Каждый аспект продуман и отработан. При этом, всегда остаются моменты, которые можно улучшить. Поэтому стоит и в дальнейшем ожидать нововведений, призванных обеспечить дополнительную защиту как для самих пилотов, так и для всех окружающих.