Болид Формулы-1: когда каждый элемент на вес золота

Болид Формулы-1 Теория автоспорта

Болид Формулы-1 – вершина автомобилестроения. Воплощение новейших разработок и лучших идей от ведущих инженеров мира. Невероятно дорогостоящие компоненты, каждый из которых проходит сотни часов испытаний, прежде чем допускается до использования.

При этом, все элементы должны в точности соответствовать регламенту. Ведь один лишний грамм или миллиметр могут привести к дисквалификации. Подобная точность, вкупе с применением материалов высшего качества, приводит к тому, что болид Формулы-1 – это не только один из самых технологичных, но и один из самых дорогих автомобилей мира.

Болид Формулы-1: корпус и комплектующие

Изучая машины, участвующие в гонках Ф-1, большинство любителей уделяет внимание, в основном, внутренним составляющим. Но внешняя оболочка требует отдельного упоминания. Болид Формулы-1 привлекает, в первую очередь, своим внешним видом. Некоторые компоненты могут показаться странными, но можно не сомневаться, что каждый из них абсолютно заслуженно занимает своё место.

Именно внешние детали и обвесы обеспечивают болиду тот необходимый уровень прижимной силы, позволяющий двигаться по трассе на скорости свыше 300 километров в час.
Нынешний вид болидов
Нынешний вид болидов

Можно выделить несколько основных компонентов и их стоимость для лучшего понимания сложности и дороговизны изготовления:

  1. Монокок. Основной элемент безопасности и главный компонент болида. Монокок – это скелет, на который крепятся остальные детали. Сам по себе он весит около 35 килограмм, но, благодаря использованию углеродного волокна, способен выдерживать нагрузки в несколько тонн. Именно на монокок крепится шасси, и именно в нём находится пилот во время заезда. Стоимость одного монокока составляет более 100 тысяч долларов.
  2. Переднее и заднее антикрылья. Основные аэродинамические элементы, которые суммарно обеспечивают более 50% той прижимной силы, что действует на болид. При своём весе в несколько килограмм, детали из углеволокна генерируют более двух тонн прижима. Стоят эти продукты инженерных гениев, создающиеся по индивидуальным заказам, соответствующе – примерно 250 тысяч долларов за оба компонента.
  3. Шины. Покрышек на каждое Гран-При требуется много. У каждого пилота на весь этап есть сразу тринадцать комплектов различной резины. Определением типов резины занимается непосредственно производитель – Pirelli. Но сколько каких комплектов брать выбирает команда. 13 наборов по 4 покрышки – это 52 шины. Один такой специально разработанный комплект стоит 2700 долларов. Соответственно, на каждом Гран-При для каждого болида тратится примерно 35 тысяч долларов. Но сами команды за это не платят – у ФИА есть сделка с поставщиком.

Самым дорогостоящим элементом корпуса является шасси – многокомпонентная система из различных сплавов и тросов обходится команде примерно в 700 тысяч долларов.

Внутренние элементы

Разработка внутренних систем ведётся специализированными компаниями или же самими командами. Множество компонентов, уникальных по своим характеристикам, можно встретить в подобном виде только в «Королевских гонках». Болид Формулы-1 полностью оснащён самыми современными системами от переднего до заднего антикрыла. Среди основных технических элементов стоит выделить:

  1. Двигатель. Сердце болида, которому всегда уделяется особое внимание. Даже команды Ф-1 далеко не всегда могут себе позволить разработку собственного мотора. А некоторые крупные концерны, наоборот, создают двигатели, не имея команды. Двигатель V6 объёмом 1,6 литра с турбонаддувом и мощностью более 1000 лошадиных сил стоит свыше 10 миллионов долларов. Командам на каждом болиде можно использовать не более трёх моторов за сезон.
  2. Трансмиссия выполняется в сцепке с другими элементами и пропитана электроникой. Коробка передач на семь скоростей разрабатывается таким образом, чтобы механики могли оперативно провести перенастройку. Вся система, включая вывод подрулевых лепестков, суммарно стоит около 350 тысяч долларов.

Выхлопные системы, рычаги, тормоза создаются в нескольких экземплярах. В любой момент пилот может попасть в аварию, в результате которой будут получены повреждения. Иногда механикам нужно буквально за пару часов пересобрать болид Формулы-1 и настроить его для того, чтобы он мог продолжить принимать участие в соревновании.

Двигатель и батарея
Двигатель и батарея

Не стоит забывать об электронной начинке, пронизывающей все внутренние и даже некоторые внешние элементы. Датчики установлены во многих местах для сбора телеметрии и каждый из них также обходится командам в определённую сумму.

Если рассматривать суммарную стоимость машины, то болид Формулы-1 обойдётся в цену около 15 миллионов долларов. И это не предел, ведь раньше команды могли потратить заметно больше. Если сейчас регламентом установлено, что команды за весь сезон могут потратить на болид не более 145 миллионов, то раньше эта сумма могла доходить и до 400 миллионов.

Итоговая стоимость складывается из множества деталей. Даже система Гало, которая, по сути, представляет собой титановую дугу, стоит более 15 тысячи долларов. Ещё пол сотни тысяч требует руль. И не стоит забывать о многочасовых тестах, испытаниях и проверках. Только при полноценной проверке и полном соответствии текущему регламенту каждой детали, болид Формулы-1 будет допущен на трассу.

Популярные вопросы (FAQ)

Конкретных цифр по каждой разработанной машине команды не предоставляют в свободный доступ. Зато можно судить по регулярным аукционам, на которых выставляются машины прошлого. Например, в 2013 году был продан болид Mercedes W196R, на котором в 1954 году чемпионом становился легендарный Хуан Мануэль Фанхио. Этот автомобиль был продан почти за 30 миллионов долларов.
Современные моторы стоят около 10,5 миллионов долларов. Это суммарная цена компонентов и разработок. При этом, двигатели прошлого на аукционах реализуют заметно дороже. Например, мотор «Феррари» 1995 года был представлен за 25 миллионов.
Характеристики современных болидов подразумевают разгон с 0 до 100 километров в час за 1,7 секунды, до 200 км/ч за 3,6 секунды, до 300 км/ч за 8,5 секунды.
Добавить комментарий