Пит-стоп (дословно от англ. pit stop – остановка над ремонтной ямой) – термин, применяемый в автоспорте для замены шин, ремонта, настройки болида, дозаправки и в качестве меры наказания (отбывания штрафов в гонке). На самом деле с Формулой-1 пит-стоп связан на протяжении всей истории «королевских гонок», начиная с дебютного сезона в 1950-ом году и до наших дней. Кроме того, для любой команды в автоспорте время – это главный ресурс на дистанции всей гонки и команда механиков помогает свести потери к минимуму.
Зачем нужен пит-стоп в гонках?
Из-за нововведений в процедуре остановки команды не могут проехать всю дистанцию используя лишь один комплект шин. Поэтому машине необходимо как минимум один раз остановиться, чтобы провести смену резины. На самом деле пит-стоп в Формуле-1 помогает решить любые проблемы, связанные с износом шин и механическими поломками. Более того на любой трассе в автоспорте присутствует пит-лейн – полоса, находящаяся отдельно от основной дороги, где расположились гаражи команд (боксы) и присутствует отдельное место для проведения остановки (пит-стопа). Кроме того, внутри базы коллектива располагаются механики, которые обслуживают болид.

Процедура проведения пит-стопа
Для начала проведения пит-стопа гоночный инженер пилота при помощи голосового сообщения зазывает болид в «боксы». После этого в гараже команды происходят следующие действия:
- Команда механиков состоящая примерно из двадцати человек, начинает подготовку к проведению остановки. Кроме того, достаёт новые шины и занимает необходимые позиции на пит-лейне.
- После полной остановки болид поднимают на домкрате вверх — этим занимаются два члена бригады спереди и сзади.
- После этого в дело вступают двенадцать механиков, по три на каждое колесо, которые занимаются демонтажем старых покрышек и заменой их на новые.
- Процедура смены шин выглядит следующим образом: первый механик откручивает и закручивает колесо пневматическим гайковёртом, второй убирает старую покрышку, а третий подаёт новую резину.
- Затем машину спускают на дорожное полотно и гонка продолжается в привычном режиме.
Улучшения навыков механиков и оборудования
Раньше, когда в Формуле-1 были разрешены дозаправки топлива (запрещены с 2010-го года) у болидов во время гонки пит-стопы занимали гораздо больше времени чем в нынешние дни. С каждым годом команды в главной авто дисциплине мира стараются совершенствоваться не только в улучшении собственной техники, но и в выстраивании чёткой работы персонала по обслуживанию машины. К тому же все члены бригады должны понимать друг друга без слов и выполнять свои обязанности с невероятным уровнем точности и слаженности в действиях. Если один из членов допускает ошибку – это влияет на все остальные звенья в коллективе и на время остановки в гонке.
Помимо улучшения качества персонала, «конюшни» в Формуле-1 с каждым годом ищут инновационные решения в технике, используемой для проведения остановки. Кроме того, главным техническим решением в истории автоспорта стало появление в 70-х годах прошлого века пневматического гайковёрта. На самом деле в нынешнее время нельзя представить быстрый пит-стоп без этого устройства. У человека ответственного за откручивание гаек лежит по два аппарата на случай внезапного отказа одного из них. Кстати, каждый прибор собирается вручную и выдаёт более 8600 оборотов в минуту в обычном режиме – без этого пневмопистолета не случилось бы ни одного рекорда в «королеве» автоспорта.

Самый быстрый пит-стоп в истории Формулы-1
На самом деле с каждым сезоном время, которое пилот тратит на остановку, снижалось. Кроме того в 2019-ом году «Ред Булл» поставил три рекорда по смене шин. Работа на пит-стопе — важная задача команды и гонщика. В результате этого коллектив из Милтон-Кейнса стал одним из лучших в последних сезонах Формулы-1.
Время пит-стопа | Пилот | Команда | Страна (трасса) | Год рекорда |
1,82 секунды | Макс Ферстаппен | «Ред Булл» | Бразилия («Интерлагос») | 2019 |
1,88 секунды | Макс Ферстаппен | «Ред Булл» | Германия («Хоккенхаймринг») | 2019 |
1,91 секунды | Пьер Гасли | «Ред Булл» | Великобритания («Сильверстоун») | 2019 |