DRS в Формуле-1 (Drag Reduction System) — это гидравлическая или механическая система, позволяющая изменять угол заднего антикрыла болида для временного снижения аэродинамического сопротивления. При активации, верхний элемент заднего антикрыла приподнимается, уменьшая его площадь и разгружая воздушный поток.
Использование системы актуально для создания более чистой зоны и повышения скорости. К примеру, на трассе в Монце открытое крыло добавляет болиду до 25 километров в час. В среднем этот показатель равен приблизительно 12 км/ч.
Принцип работы DRS в Формуле-1
DRS в Формуле-1, по сути, это жертва прижимной силы в угоду скорости. При открытии крыла болид становится менее устойчивым. Его легко может сорвать в сторону. Поэтому система настроена так, что автоматически отключается при определённых условиях.
Появление системы произошло в 2011 году. После успешных испытаний в Формуле-1, DRS начала использоваться во многих других гоночных серия.
Тем не менее, заднее крыло обзавелось этим самым подвижным элементом. Нижняя часть элемента фиксирована, а верхняя – подвижна. Открытие происходит при нажатии соответствующей кнопки на руле. Закрытие же осуществляется автоматически, если давление на педаль тормоза превышает 20%, угол наклона руля превышает 50% или же расстояние до впереди идущей машины меньше того, что прописано в регламенте.

Появление системы DRS принесло в Формулу-1 несколько очевидных преимуществ:
- До 2011 года из-за грязного воздуха на прямых преследователи теряли до 40% прижимной силы. А на узких городских трассах вообще практически не имели возможности атаки. С 2011 по 2015 года, согласно статистике, после появления технологии среднее количество обгонов увеличилось с 15 до 40 за гонку. Для примера можно вспомнить Себастьяна Феттель, который в Абу-Даби за 10 кругов сделал 5 обгонов при помощи DRS в 2012 году.
- Открытое крыло снижает уровень сопротивления воздуха в среднем на 20%. Этот показатель разнится, в зависимости от самой геометрии антикрыла, используемой той или иной командой.
- Изначально DRS в Формуле-1 требовала постоянного удержания кнопки. Но в дальнейшем система стала автоматической. Также появилась функция блокировки при перегрузках.
Есть и недостатки. Так как это автоматическая система, с ней могут случаться сбои. Иногда у болидов не работает функция открытия крыла. Иногда могут случаться заминки с его закрытием. Из-за этого болиды теряют стабильность на финише быстрых участков и могут вылететь за пределы трассы.
Особенности работы системы
Использование открытого антикрыла подразумевается только на определённых участках трассы. Для этого подбираются прямые, быстрые отрезки с полным отсутствием поворотов или их минимальным углом. Это необходимо, чтобы болид не терял стабильности и сцепления с трассой. Таких участков на каждой трассе делается от одного до четырёх. Длина зоны может не превышать 600 метров, а может быть более одного километра, в зависимости от самого участка.

Перед каждой точкой активации есть так называемая точка обнаружения. На этом участке происходит определение, может ли пилот открывать крыло на ближайшем участке. Это зависит от отрыва от впереди идущего болида. Если отрыв на точке обнаружения менее одной секунды, появляется право на открытие крыла.
Если ранее можно было использовать DRS в Формуле-1 только при пересечении точки активации, то с 2022 года окно расширили, а активация стала возможна раньше. Это позволило пилотам раньше начинать набирать скорость для обгона.
Соответственно, использование системы запрещено если на трассе дождь или мокро, если отрыв более секунды, если не прошло двух кругов после старта, когда все гонщики в пределах секунды друг от друга. Также пилот не получит право на открытие крыла, если на текущем круге выезжал за пределы трассы. А в квалификациях открывать крыло можно на всех выделенных для этого участках.
Несмотря на то, что в 2023 году 68% от всех обгонов сезона было выполнено при помощи DRS, система не вызывает однозначного одобрения со стороны гонщиков и болельщиков.
Система DRS будет полностью отменена, начиная с сезона 2026 года. Масштабные изменения в регламенте подразумевают полную замену открытого крыла на систему активной аэродинамики. Руководство королевских гонок стремится к тому, чтобы обгоны совершались именно за счёт аэродинамических тонкостей, а не механических уловок.