Гало в Формуле-1: от недовольства до признания

Гало в Формуле-1 Теория автоспорта

Гало в Формуле-1 – это нимб, созданный для спасения пилотов от серьёзных травм. Титановая дуга, защищающая голову от попадания в неё крупных предметов. Когда появились первые проекты системы Halo, они были встречены массовым недовольством со стороны болельщиков и даже самих пилотов. Дугу называли уродливой, а её установку – бесполезной. Но со временем все подобные разговоры быстро сошли на нет. Ведь уже несколько раз система Гало в Формуле-1 спасала не только здоровье, но и жизни пилотов.

Гало в Формуле-1: история появления

Просмотр гонок Формулы-1 позволяет увидеть яркие сражения, профессиональный пилотаж и борьбу на высоких скоростях. Но многие болельщики забывают о том, что «Королевские гонки» — это серьёзный риск. Болиды движутся на скорости свыше трёхсот километров в час, проходят опасные скоростные повороты, совершают обгоны при помощи слипстрима и стараются выжать максимум эффективности из каждого участка трассы.

Гало спасает Леклера от колеса пролетающего мимо Алонсо
Гало спасает Леклера от колеса пролетающего мимо Алонсо

Как бы ФИА не заботилась о безопасности, невозможно защитить пилотов в полной мере, ведь машины, из каких бы надёжных компонентов они не были сделаны, не способны выдержать столкновения на высокой скорости без последствий.

Всерьёз защитой кабины пилота озаботились в 2011 году, когда уже произошло множество опасных и фатальных инцидентов. В пилотов попадали детали других болидов, в том числе колёса. Или же гонщики сами врезались во что-то на уровне их головы. Но несколько предложенных вариантов, среди которых, в том числе, было подобие «фонаря», использующегося на истребителях F-16, были признаны некрасивыми и отвергнуты.

Всё изменилось в 2014 году. 5 октября на трассе «Сузука» во время сильного дождя Адриан Сутиль разбил свой болид. Для уборки машины был пригнан эвакуатор, в который, после потери управления, на скорости более 100 километров в час врезался пилот команды «Марусся» Жюль Бьянки. Француз ударился головой о противовес эвакуатора и столкнулся с пиковой перегрузкой в 254G. Спустя девять месяцев Бьянки скончался от полученных травм. Он стал первым пилотом Формулы-1, погибшим от травм, полученных непосредственно в гонке, после Айртона Сенны, разбившегося в 1994 году в Имоле.

В 2015 году «Мерседес» предложил систему Гало в Формуле-1. Но в ФИА снова не спешили. Даже после того, как ассоциация пилотов напрямую обратилась к ним с просьбой ускорить программу. Снова были заявления о том, что это некрасиво, и, к тому же, потребуется полностью перерабатывать монококи болидов, чтобы установить титановую дугу. Лишь в 2018 году дошло до реальных тестов и выбора. Но ещё долго этот вопрос оставался открытым, как в контексте итоговой формы защиты, так и в контексте различных тонкостей.

Выбор оптимальной защиты

Защите различных частей болида стараются уделять много внимания. Но одно дело, когда речь идёт о внутренних элементах, вроде топливного бака, защищённого клеткой безопасности, или специального гоночного костюма, позволяющего 20 секунд находиться в открытом огне, и другое, когда это наружный элемент. В Ф-1 много внимания уделяют эстетическому виду болидов, который мог серьёзно пошатнуться от внедрения защиты. К тому же, требовалась серьёзная работа над аэродинамикой. При этом, сами команды открытого неудовольствия не проявляли.

Гало защищает Хэмилтона от свалившегося сверху Ферстаппена
Гало защищает Хэмилтона от свалившегося сверху Ферстаппена

Всего было три основных претендента на роль защитника кабины пилота:

  1. Лобовое стекло, разработанное ФИА и названное Shield (Щит). Один раз в Сильверстоуне в 2017 году Себастьян Феттель на «Феррари» протестировал эту разработку, после чего о ней тут же забыли навсегда. Тряска болида искажала вид из кабины через выгнутое стекло. К тому же, оно создавало внутри завихрения воздуха, из-за которых трудно было держать голову ровно.
  2. Лобовое стекло, созданное «Ред Буллом» и названное Аэроскрин. Этот вариант был заметно лучше и был встречен с одобрением. Однако остались проблемы искажения вида через стекло. Из-за этого в Ф-1 от такого варианта отказались. Но он не был заброшен и нашёл применение в Индикаре, где активно используется.
  3. После проведённых тестов, именно Гало в Формуле-1 было признано лучшим решением для безопасности пилотов. Отсутствие стекла исключало проблемы с обзором, а титановые комплектующие лучше защищали от возможных попаданий крупных предметов.

Стойки толщиной 16 миллиметров стали монтировать непосредственно на монокок. Хотя, изначально, были мысли о шарнирном креплении. Но впоследствии выяснилось, что пилот может спокойно попадать и вылезать из кабины, а Halo этому никак не мешает. К тому же, в случае переворачивания болида, система обеспечивала больше места для эвакуации. Для экстренных же случаев медицинские машины оснастили гидравлическими болторезами.

При этом, Гало в Формуле-1 защищает именно от крупных деталей. Например, не даст попасть в пилота колесу, оторвавшемуся от другого болида. Мелкие же элементы всё равно преодолеют эту своеобразную защиту.

Первая реакция и дальнейшее признание

Изначально идея не встретила особого одобрения. Среди пилотов мнения разделились, а болельщики вовсю ненавидели Гало за её внешний вид. Однако все недовольства быстро прошли, когда система начала показывать свою эффективность.

Болид Грожана после аварии в Бахрейне
Болид Грожана после аварии в Бахрейне. Точнее, половина болида
Роман Грожан попал в одну из самых страшных и запоминающихся аварий последних лет, когда влетел в отбойник на первом круге Гран-При Бахрейна 2020 года, а его болид загорелся. Спустя какое-то время француз сказал, что изначально он был против Гало и называл день её появления худшим днём в истории Формулы-1, но если бы не эта система, то он бы сейчас не давал это интервью. Повезло, что к его мнению никто не прислушался.

Систему внедрили во все гонки серии, и первые же аварии в Ф-1 и Ф-2 подтвердили её эффективность. Шарль Леклер после аварии с Фернандо Алонсо заявил, что Гало в Формуле-1, вполне возможно, спасло ему жизнь. Команды же сразу начали пытаться придумать различные усовершенствования. «Феррари», к примеру, повесили на Гало зеркало заднего вида. Но их идею быстро зарубили.

Множество проведённых тестов с использованием компьютерной симуляции показали, что многих печальных инцидентов прошлого можно было бы избежать. Но не всех. Авария Жюля Бьянки привела к такому удару, что даже титановая дуга не смогла бы обеспечить полноценную защиту. А её надёжность позволяет выдерживать 12 тонн.

Чжоу сто метров проскользил на Гало в Сильверстоуне и остался цел
Чжоу сто метров проскользил на Гало в Сильверстоуне и остался цел

Тем не менее, с 2019 года почти каждый год в одной из серий происходят аварии, которые без Гало могли привести к крайне печальным последствиям. Поэтому все разговоры о непрезентабельном внешнем виде или каких-либо иных проблемах очень быстро сошли на нет и более не появлялись. На сегодняшний день и пилоты, и болельщики единогласно признали, что эта система – одно из лучших решений за последние годы.

Популярные вопросы (FAQ)

Внедрение системы Halo началось в 2018 году, когда она стала обязательной частью автомобилей сразу нескольких серий. Впервые разработка появилась ещё в 2015 году.
Система призвана защитить пилотов от попадания крупных обломков вследствие аварий, а также обезопасить от получения возможных травм головы в случае ударов, столкновений или переворачивания болида.
Добавить комментарий