Гало в Формуле-1 – это нимб, созданный для спасения пилотов от серьёзных травм. Титановая дуга, защищающая голову от попадания в неё крупных предметов. Когда появились первые проекты системы Halo, они были встречены массовым недовольством со стороны болельщиков и даже самих пилотов. Дугу называли уродливой, а её установку – бесполезной. Но со временем все подобные разговоры быстро сошли на нет. Ведь уже несколько раз система Гало в Формуле-1 спасала не только здоровье, но и жизни пилотов.
Гало в Формуле-1: история появления
Просмотр гонок Формулы-1 позволяет увидеть яркие сражения, профессиональный пилотаж и борьбу на высоких скоростях. Но многие болельщики забывают о том, что «Королевские гонки» — это серьёзный риск. Болиды движутся на скорости свыше трёхсот километров в час, проходят опасные скоростные повороты, совершают обгоны при помощи слипстрима и стараются выжать максимум эффективности из каждого участка трассы.

Как бы ФИА не заботилась о безопасности, невозможно защитить пилотов в полной мере, ведь машины, из каких бы надёжных компонентов они не были сделаны, не способны выдержать столкновения на высокой скорости без последствий.
Всерьёз защитой кабины пилота озаботились в 2011 году, когда уже произошло множество опасных и фатальных инцидентов. В пилотов попадали детали других болидов, в том числе колёса. Или же гонщики сами врезались во что-то на уровне их головы. Но несколько предложенных вариантов, среди которых, в том числе, было подобие «фонаря», использующегося на истребителях F-16, были признаны некрасивыми и отвергнуты.
В 2015 году «Мерседес» предложил систему Гало в Формуле-1. Но в ФИА снова не спешили. Даже после того, как ассоциация пилотов напрямую обратилась к ним с просьбой ускорить программу. Снова были заявления о том, что это некрасиво, и, к тому же, потребуется полностью перерабатывать монококи болидов, чтобы установить титановую дугу. Лишь в 2018 году дошло до реальных тестов и выбора. Но ещё долго этот вопрос оставался открытым, как в контексте итоговой формы защиты, так и в контексте различных тонкостей.
Выбор оптимальной защиты
Защите различных частей болида стараются уделять много внимания. Но одно дело, когда речь идёт о внутренних элементах, вроде топливного бака, защищённого клеткой безопасности, или специального гоночного костюма, позволяющего 20 секунд находиться в открытом огне, и другое, когда это наружный элемент. В Ф-1 много внимания уделяют эстетическому виду болидов, который мог серьёзно пошатнуться от внедрения защиты. К тому же, требовалась серьёзная работа над аэродинамикой. При этом, сами команды открытого неудовольствия не проявляли.

Всего было три основных претендента на роль защитника кабины пилота:
- Лобовое стекло, разработанное ФИА и названное Shield (Щит). Один раз в Сильверстоуне в 2017 году Себастьян Феттель на «Феррари» протестировал эту разработку, после чего о ней тут же забыли навсегда. Тряска болида искажала вид из кабины через выгнутое стекло. К тому же, оно создавало внутри завихрения воздуха, из-за которых трудно было держать голову ровно.
- Лобовое стекло, созданное «Ред Буллом» и названное Аэроскрин. Этот вариант был заметно лучше и был встречен с одобрением. Однако остались проблемы искажения вида через стекло. Из-за этого в Ф-1 от такого варианта отказались. Но он не был заброшен и нашёл применение в Индикаре, где активно используется.
- После проведённых тестов, именно Гало в Формуле-1 было признано лучшим решением для безопасности пилотов. Отсутствие стекла исключало проблемы с обзором, а титановые комплектующие лучше защищали от возможных попаданий крупных предметов.
Стойки толщиной 16 миллиметров стали монтировать непосредственно на монокок. Хотя, изначально, были мысли о шарнирном креплении. Но впоследствии выяснилось, что пилот может спокойно попадать и вылезать из кабины, а Halo этому никак не мешает. К тому же, в случае переворачивания болида, система обеспечивала больше места для эвакуации. Для экстренных же случаев медицинские машины оснастили гидравлическими болторезами.
При этом, Гало в Формуле-1 защищает именно от крупных деталей. Например, не даст попасть в пилота колесу, оторвавшемуся от другого болида. Мелкие же элементы всё равно преодолеют эту своеобразную защиту.
Первая реакция и дальнейшее признание
Изначально идея не встретила особого одобрения. Среди пилотов мнения разделились, а болельщики вовсю ненавидели Гало за её внешний вид. Однако все недовольства быстро прошли, когда система начала показывать свою эффективность.

Систему внедрили во все гонки серии, и первые же аварии в Ф-1 и Ф-2 подтвердили её эффективность. Шарль Леклер после аварии с Фернандо Алонсо заявил, что Гало в Формуле-1, вполне возможно, спасло ему жизнь. Команды же сразу начали пытаться придумать различные усовершенствования. «Феррари», к примеру, повесили на Гало зеркало заднего вида. Но их идею быстро зарубили.
Множество проведённых тестов с использованием компьютерной симуляции показали, что многих печальных инцидентов прошлого можно было бы избежать. Но не всех. Авария Жюля Бьянки привела к такому удару, что даже титановая дуга не смогла бы обеспечить полноценную защиту. А её надёжность позволяет выдерживать 12 тонн.

Тем не менее, с 2019 года почти каждый год в одной из серий происходят аварии, которые без Гало могли привести к крайне печальным последствиям. Поэтому все разговоры о непрезентабельном внешнем виде или каких-либо иных проблемах очень быстро сошли на нет и более не появлялись. На сегодняшний день и пилоты, и болельщики единогласно признали, что эта система – одно из лучших решений за последние годы.