Кубок конструкторов Формулы-1 – трофей, созданный для награждения лучших разработчиков болидов. Данная награда официально называется чемпионатом мира среди конструкторов, но в русскоязычном сегменте используется более привычная формулировка Кубка. Пока гонщики сражаются за звание лидера общего зачёта и чемпиона мира, команды ведут своё соревнование. Оно, во многом, завязано как раз на индивидуальных успехах подопечных. Но есть и очевидные отличия.
Кубок конструкторов Формулы-1: особенности престижной награды
Впервые такой трофей как Кубок конструкторов Формулы-1 появился в 1958 году, и с тех пор ежегодно вручается лучшей команде сезона. Первым обладателем стала команда «Вануолл», которая уже в 1960-ом году прекратила своё существование. Но подобным образом навсегда вписала своё имя в историю. А следом появился и первый двукратный обладатель Кубка. В 1959 и 1960 годах победу одержала команда «Купер». За неё выступали такие легенды как Брюс Макларен и Джек Брэбем. Примечательно, что команда тоже не существовала долго. Последний сезон в её истории был в 1968 году.

Правила, установленные для определения обладателя Кубка, первоначально были просты. Но немного отличались от тех, что есть сейчас. Изначально в зачёт Кубка Конструкторов шёл только один лучший результат от команды. Учитывая, что составы по ходу сезона часто варьировались, а за одну команду выступало по четыре гонщика, правило было логичным. К примеру, один пилот пришёл в гонке вторым, а его партнёр – пятым. В зачёт идёт только второе место.
Так продолжалось до 1978 года, после чего правила изменились. Теперь засчитывались все баллы, набранные пилотами одной команды. Точно также это правило работает и сейчас. Но есть отличие: сейчас в очки попадает уже первая десятка пилотов. Да и за позиции начисляется гораздо больше. Раньше же награждались баллами только первые шесть или первые восемь пилотов. Поэтому не стоит удивляться, когда в 1982 году итоговый отрыв победителя от второго места составлял 5 баллов, а в 2023 – 451.
Кубок конструкторов Формулы-1 гораздо лучше отражает реальную борьбу команд, чем личный зачёт пилотов. Здесь побеждают именно те инженеры и разработчики, которые подготовили лучший болид. Если весь упор идёт только на одну машину, или один пилот выступает гораздо лучше своего партнёра, то побороться за этот трофей будет проблематично. Также далеко не всегда награда достаётся той команде, за которую выступал чемпион. Ведь командная тактика, в этом случае, принимает особый смысл.

Рекорды и достижения Кубка конструкторов
Кубок конструкторов Формулы-1 вручается уже более 65 лет, и за это время сформировалось большое количество уникальных достижений, связанных с ним. Вот некоторые из них:
- Рекордсменом по количеству выигранных трофеев является «Феррари». На счету этой команды 16 титулов. Первый был выигран ещё в 1961 году. Последний, на сегодняшний момент, в 2008. Также на счету итальянцев шесть побед подряд в период с 1999 по 2004 года.
- Но по количеству триумфов в ряд «Феррари» не является лидером, ведь тут их обошёл «Мерседес». Немецкая команда восемь раз в своей истории выигрывала этот Кубок, и все эти разы были подряд. Нетрудно вспомнить этот период с 2014 по 2021 года, когда команда доминировала в обоих зачётах.
- «Мерседес» занимает четвёртое место в списке лидеров по количеству наград. Вторым в списке идёт «Уильямс», у которого их девять. Правда, последний был ещё в 1997 году. После сезона 2024 года к одним британцам на второй строчке присоединились и другие. Это «Макларен», сделавший самый большой промежуток между победами в истории. Восьмой Кубок команда выиграла в 1998 году, а девятый в 2024. Спустя 26 лет.
- Среди многократных победителей также стоит отметить «Лотус», выигравший семь наград для конструкторов, но все они были ещё при прошлых правилах. То есть, до 1979 года. А на счету «Ред Булла» шесть трофеев.
- Если смотреть в контексте установленных на болиды двигателей, то лидером также останется «Феррари». Итальянцы все шестнадцать своих побед одержали с родным мотором. 12 побед у «Рено», 11 у «Мерседеса», 10 у «Форда», 6 у «Хонды». Также у японцев есть и седьмая победа, но она засчитывается отдельно, так как идёт уже в сотрудничестве с «Ред Булл».
Среди производителей шин лидером остаётся Goodyear, при помощи которого было одержано 26 итоговых побед. При этом, большинство из них были в борьбе, так как только в семи сезонах компания была единственным поставщиком. А вот идущие на втором месте Pirelli все 14 своих побед добыли в борьбе с самими собой.