Машина безопасности (или сейфти-кар, от англ. safety car), известная также как пейс-кар, — это специальный автомобиль, который вводится на трассу в случае возникновения опасных условий во время гонок Формулы-1. Она замедляет темп гонки, чтобы обеспечить безопасность пилотов, маршалов и зрителей, пока устраняются последствия инцидентов (аварий, выбросов обломков, неблагоприятных погодных условий и т.д.).
Когда машина безопасности выезжает на трассу, гонщики должны снизить скорость и двигаться за ней в установленном порядке, не обгоняя друг друга. Обгон разрешён только тогда, когда машина безопасности покидает трассу, и пилоты вновь могут начать полноценную гонку.

История появления машины безопасности в Формуле-1
Впервые машина безопасности была использована в гонках Формулы-1 на Гран-при Канады в 1973 году. Однако её появление оказалось не совсем успешным. В той гонке сейфти-кар выехал не перед лидером гонки, а перед гонщиком, находившимся на круг позади, что вызвало хаос с финишным порядком. Однако, несмотря на это, концепция прижилась и продолжила развиваться.
Официальное регулярное использование сейфти-кара началось в 1993 году, когда Международная автомобильная федерация (FIA) ввела его в постоянную практику. С тех пор машина безопасности стала неотъемлемой частью гонок, играя ключевую роль в обеспечении безопасности и сохранении спортивного духа соревнований.
Для чего нужна машина безопасности
Когда на трассе возникает авария или опасность, в целях защиты гонщиков и работников трассы на стартовой прямой вывешиваются жёлтые флаги, и на трассу выпускается машина безопасности. Пилоты должны двигаться за ней, соблюдая минимальную дистанцию. Обгоны запрещены, пока трасса не будет очищена. В этот момент стратеги команд могут скорректировать свои планы. Например, зазвать пилотов на пит-стоп для смены резины без потери времени.
Находясь за машиной безопасности, пилоты должны следить за температурой собственных покрышек. Из-за резкого снижения скорости они могут остыть, что затрудняет управление машиной сразу после ухода сейфти-кара с трассы.
Запрет обгонов зачастую не распространяется на тех гонщиков, которые сильно отстали. Им разрешается вернуться в круг. То есть, они обгоняют пейс-кар и должны вернуться позади пелотона. Всё это время, пока отстающий нагоняет остальных, пейс-кар находится на трассе.
Современные реалии
Машина безопасности на гонках Формулы-1 управляется немецким гонщиком Берндом Майландером. Он стал пилотом сейфти-кара в 2000 году и с тех пор пропустил только три гран-при. Майландер — бывший гонщик DTM (Немецкий чемпионат кузовных автомобилей) и имеет огромный опыт по управлению авто с закрытыми колёсами. Под его управлением находится одна из самых мощных моделей спортивных автомобилей.
С 2021 года в Формуле-1 используются сразу два разных бренда машин безопасности: Mercedes-AMG и Aston Martin. Эти автомобили оборудованы мощными двигателями и различными системами безопасности для обеспечения их высокой скорости и надёжности на трассе. Например, Мерседес может разгоняться до 318 километров в час и имеет мощность около 585 лошадиных сил. Однако от Майландера не требуется разгонять пейс-кар до предельных значений. Его задача – чётко вести гонщиков за собой, соблюдая невысокую скорость. Невысокую, по меркам Формулы-1, конечно.
Время нахождения сейфти-кара на трассе может разниться, в зависимости от причины его появления. Если речь о небольшой аварии, из-за которой обломки находятся на траектории, то будет достаточно трёх-четырёх кругов, пока стюарды всё уберут. В случае нахождения на трассе сломанного болида, для уборки которого нужен кран, или же появления дождя, нахождение машины безопасности на треке может затянуться. Если ситуация не улучшается, то появляются красные флаги и гонку приостанавливают до появления комфортных условий.
Особенности режима пейс-кара
Можно выделить несколько интересных особенностей. Они касаются как самой машины безопасности, так и ситуаций, в которых она появляется:
- С 2021 года в правила были внесены изменения. Они позволили делать рестарты с места после периода под машиной безопасности. Это добавило зрелищности гонкам, но также повысило риски для пилотов. Раньше гонщики сразу же продолжали борьбу, уже имея небольшие отрывы. Теперь же они размещаются на стартовой решётке согласно текущим позициям. После этого, как и на старте, ждут, когда погаснут огни.
- В 2015 году была введена система виртуальной машины безопасности (Virtual Safety Car). Она используется в случаях, когда опасность на трассе не требует физического присутствия машины безопасности. Гонщикам предписывается соблюдать ограничение скорости в определённых секторах трассы. Это экономит время и не собирает гонщиков в кучу. Они одновременно сбрасывают скорость и двигаются в тех же отрывах, просто медленнее. Так происходит до отмены соответствующего режима.
Несмотря на то, что все аспекты взаимодействия с режимом машины безопасности прописаны в правилах и отточены, не обходится без казусов и откровенных скандалов. Например, на таких небольших скоростях часто случаются аварии. Это происходит из-за того, что лидер, будучи непосредственно за пейс-каром, перед его уходом с трассы начинает оттормаживаться. Это делается специально, чтобы замедлить конкурентов и получить пространство для манёвра. Таким образом лидер защищает своё первое место после рестарта. Однако такие оттормаживания идут по цепочке дальше. В результате, в глубине пелотона может случиться завал. Так случилось, к примеру, на Гран-При Тосканы 2020 года.

На скандальном Гран-При Абу-Даби 2021, когда Ферстаппен обогнал Хэмилтона на последнем круге и стал чемпионом мира, к режиму машины безопасности тоже возникло очень много вопросов. Гонщики завершали заезд за пейс-каром. По правилам, машина не может покинуть трассу, пока пелотон не будет собран. Но за круг до финиша сейфти-кар уехал в боксы, хотя круговые ещё всех не догнали. Учитывая, что это решение привело к смене лидера и новому чемпиону, споры были грандиозными.
Машина безопасности: спорно, но необходимо
Машина безопасности играет важную роль в современных гонках. Однако её использование иногда вызывает споры. Команды и пилоты могут стратегически выигрывать или проигрывать в зависимости от её появления на трассе. Например, некоторые считают, что из-за разницы в скорости между машинами безопасности и болидами Формулы-1, возникает риск того, что резкое снижение скорости приведёт к ухудшению сцепления с трассой и увеличению вероятности инцидентов после рестарта.
Также есть критика относительно того, когда именно вызывается сейфти-кар, и решения судей порой вызывают споры среди команд и фанатов.
Тем не менее, машина безопасности — это важнейший элемент безопасности в Формуле-1, который помогает предотвратить опасные ситуации и минимизировать риски для пилотов и зрителей. С 1973 года сейфти-кар прошёл долгий путь, став неотъемлемой частью современной Формулы-1 и даже влияя на её стратегические аспекты.