Овалы в автоспорте – замкнутые трассы, повороты на которых осуществляются только в одну сторону. Сторонние зрители зачастую полагают, что все овалы одинаковые, а гонки по ним вызывают минимум интереса. Однако поклонники того же NASCAR с этим не согласятся. А если разобраться подробнее, что из себя представляют подобные кольцевые треки, то можно обнаружить множество нюансов, каждый из которых имеет ключевое значение.
Овалы в автоспорте: особенности покрытия
В мире автоспорта существует большое количество полноценных серий, проводящих гонки на подобных трассах. Овалы в автоспорте выполняются во множестве различных вариаций, а их покрытия разнятся в зависимости от того, какие именно гонки будут проводиться, и какие машины примут участие.

На сегодняшний день овалы в автоспорте различаются по используемому покрытию:
- Твёрдое покрытие. Классические овалы, получившие большое распространение в Северной Америке. Но и в Европе в довоенные годы таких треков было много. Их появление было обусловлено простотой и дешевизной. На многих из них в качестве покрытия выступали доски. Сейчас же это сложные, многофункциональные сооружения с покрытиями в виде бетона, асфальта или кирпича. Такие трассы делаются с уклоном для большей устойчивости автомобилей, постоянно двигающихся в одну сторону. Наличие большого количества овалов с твёрдым покрытием позволяет гоночным сериям США экспериментировать с форматами. К примеру, в Индикаре есть гонки, часть которых проходит на овале, а часть на стандартном треке.
- Гаревое покрытие. Грунтовые овалы существуют в мире в огромном количестве. Только в США их более тысячи. На подобных трассах проходят различные соревнования по автокроссу. Как правило, такие треки делаются без уклона. Но бывают и вариации с крутыми виражами.
- Ледовое покрытие. Зимние заезды в России и ряде других северных стран проводятся на полноценных ледовых овалах. Их формируют на ипподромах, пустующих зимой, или аренах для хоккея с мячом. Подобные гонки характеризуются огромным количеством заносов, после чего гонщики зачастую вылетают в сугробы.
Многообразие вариаций автогонок по всему миру позволяет создавать по-настоящему уникальные трассы. Но именно твёрдое покрытие выводит серии на самый высокий уровень.
Характеристики овалов
Овалы в автоспорте способны приковать внимание поклонников гонок не хуже, чем классические формульные трассы с большим количеством всевозможных поворотов. Именно серия NASCAR является одной из самых популярных в мире, несмотря на то что практически все гонки в ней идут по замкнутому треку.

Рассматривая особенности характеристик данных гоночных сооружений, можно выделить множество тонкостей, заслуживающих внимания:
- Существует условная классификация, разделяющая овалы по их протяжённости. Трассы длиной менее мили называют шорт-треками. Менее полутора миль – спидвеями. Если же овал больше полутора миль, то это суперспидвей.
- Также деление есть по углу наклона трассы. Если угол меньше 12 градусов, то это плоские трек. Их сравнивают с дорожными трассами, так как на поворотах только одна траектория является оптимальной. За эту траекторию ведётся борьба, регулярно приводящая к контактам. Если виражи на овале проходят под уклоном более 24 градусов, то такие трассы называют высокопрофилированными. Тут уже траекторий несколько, так как высоко идущий гонщик лучше выходит из поворота. На таких трассах чаще встречаются попытки слипстрима и долгая борьба бок о бок. Некоторые участки такого овала могут иметь ещё больший уклон. К примеру, на трассе Талладега один из виражей проходит под углом 33 градуса.
- Несмотря на название, многие трассы не имеют непосредственную форму овалов. Длинную стартовую прямую делают немного изогнутой, чтобы её можно было полностью рассмотреть с трибун.
Овалы в автоспорте – место для совершенно особенных гонок. Здесь нельзя проводить заезды в дождь, здесь большое количество аварий. А аэродинамике уделяется особое внимание, ведь преодолеть двести кругов на высокой скорости с постоянным левым поворотом сможет только идеально созданный для этого болид. Это относится и к самим гонщикам, которые должны быть готовы к многочасовым перегрузкам.