Покрышки в Формуле-1: история, производители и современные реалии

Покрышки в Формуле-1 Теория автоспорта

Покрышки — один из ключевых факторов, влияющих на скорость, управляемость и безопасность болидов в Формуле-1. Они играют решающую роль в тактике команд и могут изменить исход гонки. Эволюция покрышек в Ф1 — это история адаптации технологий к меняющимся правилам и условиям.

История покрышек в Формуле-1

Первые годы Формулы-1, начиная с сезонов 1950-х годов, характеризовались использованием дорожных шин, которые имели достаточно высокие профили и малую износостойкость. Они были больше рассчитаны на долговечность, чем на сцепление с трассой. Изначально о таких тонкостях конструкции вообще мало кто задумывался, ведь сама спецификация гоночного болида и так отнимала у конструкторов все силы и время. Но уже в 1960-х годах появилась первая специализированная резина для автогонок, разработанная различными производителями.

До конца 1980-х годов несколько производителей поставляли шины командам Формулы-1. При этом коллективы сами могли выбирать своего поставщика, что порождало здоровую конкуренцию. Среди известных производителей того времени были такие компании, как Goodyear, Dunlop, Pirelli и Michelin. Эти компании предоставляли различные типы резины, что вносило дополнительную вариативность в гонки. Например, Данлоп первыми представили резину из синтетического каучука. А Файрстоун, в свою очередь, в 1971 году первыми создали полноценные «слики» — покрышки без протектора и рисунка.

Ретро колёса для Формулы-1
Первые покрышки для Ф-1 были похожи на велосипедные

В 1980-е и 1990-е годы Формула-1 начала активно использовать шины с низким профилем и широкие слики, обеспечивающие максимальное сцепление с дорогой на сухой трассе. Но в 1998 году были введены покрышки с канавками, чтобы снизить уровень сцепления и уменьшить скорости на трассе. Однако это правило продержалось только до 2009 года, после чего слики вернулись в игру.

Война шин

Неофициальный термин «война шин» использовался каждый раз, когда покрышки в Формуле-1 одновременно изготавливались несколькими производителями. Например, в середине 90-х годов Goodyear были единственными создателями резины для болидов. Монополия полностью устраивала команду, но в 1997 году к ним присоединились Bridgestone. Началась война шин, когда каждый производитель старался опередить конкурента, создав более привлекательный вариант покрышек. Война осталась за Бриджстоун, так как их конкуренты ушли из гонок.

В 2001 году в Формулу-1 вернулся Мишлен, начав очередной виток войн. Именно за Мишленом долгое время было преимущество – Бриджстоуном пользовались только три команды, среди которых безоговорочные лидеры того времени из «Феррари», а также два аутсайдера.

Всё это привело к печально известному Гран-При США 2005 года, когда шины Мишлен дважды подвели пилотов во время предварительных заездов. В ходе расследования выяснилось, что 13-ый поворот трассы в Индианаполисе, на которой тогда проходила гонка, слишком требователен к резине. Покрышки Мишлен этот тест не прошли. В результате, все команды, пользовавшиеся покрышками этого поставщика, снялись со стартовой решётки. В гонке участвовало только шесть пилотов, и только Шумахер с Баррикелло реально претендовали на победу. Михаэль тогда выиграл.

Проверка покрышек в Ф1
Проверка каждого комплекта осуществляется отдельно

В 2007 году Мишлен ушли из Формулы-1, и следующие четыре сезона Бриджстоун вновь были монополистами, пока сами не покинули королевские гонки после сезона 2010.

Современные производители покрышек

На сегодняшний день Pirelli — единственный поставщик покрышек для Формулы-1. Компания вновь заняла это место в 2011 году, разрабатывая шины по строгим техническим требованиям, предъявляемым FIA, чтобы обеспечить безопасность и зрелищность гонок.

Пирелли поставляет несколько типов покрышек для разных условий гонок, что позволяет командам разрабатывать гибкие стратегии пит-стопов и адаптироваться к различным погодным условиям и типам трасс.

Классификация покрышек в Формуле-1

Современные покрышки в Формуле-1 делятся на несколько категорий, которые различаются по типу смеси резины и назначению для различных условий трассы:

  1. Слики — покрышки для сухой погоды. Они делятся на несколько типов в зависимости от жесткости:
    • Hard (жесткие). Белый обод. Самая долговечная смесь. Используется на трассах с высоким уровнем износа и при высоких температурах. Обеспечивает меньший уровень сцепления, но дольше держит ресурс.
    • Medium (средние). Жёлтый обод. Баланс между скоростью и долговечностью. Этот тип резины используется на большинстве трасс и часто применяется как основа для стратегии команд.
    • Soft (мягкие). Красный обод. Обеспечивают лучшее сцепление с трассой, но быстрее изнашиваются. Используются для более коротких отрезков гонки.
    • SuperSoft (супер-мягкие) и UltraSoft (ультра-мягкие). Ещё более мягкие смеси, разработаные для трасс с низким уровнем износа и более холодных погодных условий. Они обеспечивают максимальную скорость, но имеют минимальный срок службы. К сезону 2023 года от двух самых мягких типов покрышек отказались. Вместо этого в Пирелли просто наделяют три вида сликов разной степенью мягкости, в зависимости от трассы, не меняя их названия.
  2. Промежуточные покрышки (Intermediate). Зелёный обод. Используются на мокрой трассе при умеренных осадках или когда часть трассы сухая, а часть — влажная. Протектор имеет неглубокие канавки для отвода воды, что обеспечивает лучшее сцепление в условиях влажности.
  3. Дождевые покрышки (Wet). Синий обод. Предназначены для сильных дождей и полностью мокрых трасс. Эти покрышки имеют глубокий протектор, который эффективно отводит воду, чтобы избежать аквапланирования.

После отмены самых мягких составов, Пирелли привозит все виды сликов на гонку, позволяя командам самостоятельно определять оптимальные для себя стратегии.

Нагрев резины в Формуле-1
Температура резины во время гонки превышает 100 градусов

Тактика использования покрышек в Формуле-1

Один из ключевых аспектов гонок в Ф1 — стратегия выбора резины. В современных гонках существует правило, согласно которому команды должны использовать минимум два разных типа сухих покрышек в течение гонки. Это добавляет вариативности и делает гонки более захватывающими. Правило, разумеется, распространяется только на гонки без дождя. В противном случае пилоты могут все круги пройти на промежуточных или дождевых шинах.

Команды, как и сам производитель, внимательно анализируют износ покрышек, погодные условия и состояние трассы для оптимизации своей стратегии. Часто гонщики заезжают в боксы для смены резины несколько раз за гонку. В случае изменения погоды или состояния трассы команды могут перейти со сликов на промежуточные или дождевые покрышки, что требует быстрого принятия решений. Зачастую одно такое действие может перевернуть результат с ног на голову. Дождевые гонки, в целом, гораздо более непредсказуемы. Достаточно посмотреть Гран-При Канады 2011 года, чтобы в этом убедиться.

Лопнувшее колесо
Неприятность может случиться в любой момент

Сами стратегии на сухих трассах просты, но увлекательны. Командам важно не только обеспечить своим пилотам максимально быстрое прохождение гонки, но и переиграть конкурентов. Надеть самый жёсткий из доступных типов резины, чтобы пилот ехал медленнее, но дольше оставался на трассе и не тратил время на пит-стоп? Или сделать выбор в пользу самого быстрого состава, потратив время на пит-лейне, но отыгрывая его круг за кругом?

Современные вызовы для производителей

С развитием технологий и усилением требований безопасности, покрышки в Формуле-1 сталкиваются с множеством новых вызовов. Pirelli ежегодно проводит тесты с командами, чтобы улучшить характеристики шин и адаптировать их к особенностям болидов нового поколения.

Ключевыми задачами являются:

  • Устойчивость к высокой температуре. В условиях гонок шины могут нагреваться до экстремальных температур, что может привести к их быстрому износу или даже разрушению.
  • Минимизация деградации. Важно, чтобы резина сохраняла свои характеристики в течение всего отрезка гонки. Современные болиды оказывают огромные нагрузки на покрышки, особенно в быстрых поворотах.
  • Управление давлением. Правильное давление в шинах является критическим фактором для обеспечения максимальной производительности. Неправильное давление может привести к потере сцепления, быстрому износу покрышек или взрыву.

Однако даже множество тестов не способны в полной мере учесть все возможные нюансы. Иногда даже незначительные факторы могут оказать ключевое влияние на результат. Например, небольшое изменение шиканы на одной из трасс приведёт к незначительному подъёму бордюров. Гонщики на каждом круге будут цеплять этот бордюр, что приведёт к более раннему износу.

Технологические инновации и будущее

Покрышки в Формуле-1 постоянно совершенствуются. С развитием аэродинамики болидов и повышением скоростей производители вынуждены разрабатывать новые материалы и формы протекторов. Одной из последних инноваций стало возвращение к использованию 18-дюймовых покрышек в сезоне 2022 года, что увеличило жесткость и изменило поведение болидов на трассе.

В будущем возможны дополнительные изменения, включая использование более экологичных материалов, а также разработка резины, способной лучше адаптироваться к переменным погодным условиям и снижать риск проколов или разрывов при столкновениях и повреждениях на трассе.

Популярные вопросы (FAQ)

На весь уикенд гонщикам выделяется по 13 комплектов. Это с учётом практик, квалификации и гонки. А также того момента, что после квалификации один комплект нужно сдать. Определиться с тем, какие именно покрышки брать, команды должны не позднее, чем за 8 недель до самого гран-при. То есть, руководители всегда думают на несколько гонок вперёд, анализируя ранние прогнозы.
Согласно текущим правилам радиус покрышек для болидов Формулы-1 составляет 18 дюймов. При этом, передние и задние пары отличаются по ширине.
Все комплекты хранятся в специальных термочехлах, чтобы при установке у задней резины уже была температура в районе 80 градусов по Цельсию. Передняя же прогревается до 100 градусов. В течение гонки этот показатель растёт не сильно, примерно на 20 градусов. В случае остывания, например, при медленной езде за машиной безопасности, гонщики самостоятельно прогревают шины, двигаясь зигзагом. Это помогает сохранить рабочую температуру покрышек для их максимальной эффективности.