Повороты в автогонках: от шикан до шпилек

Повороты в автогонках Теория автоспорта

Трассы для авто и мотогонок — это не просто прямая дорога с высокими скоростями. Повороты в автогонках, их формы, длина и радиус играют ключевую роль в создании сложностей для гонщиков. А также в обеспечении захватывающего зрелища для болельщиков. Стоит рассмотреть виды поворотов, которые встречаются на трассах для автоспорта. Изучить их особенности и то, как менялись принципы проектирования автодромов.

Эволюция трасс и поворотов в автогонках

Трассы для автоспорта изменялись на протяжении десятилетий. Ранние трассы, такие как Монца (Италия) и Спа-Франкоршам (Бельгия), были длинными. Зачастую для них использовались обычные дороги, прокладывающиеся через холмы и деревни. Эти трассы славились своей естественной сложностью и высокой скоростью. Однако они далеко не всегда соответствовали современным стандартам безопасности.

Скорость болидов со временем постоянно росла, как и мощность установленных на них двигателей. Это привело к необходимости активной работы по улучшению безопасности трасс. Повороты в автогонках становились всё более техничными, трассы начали проектировать с большими секторами безопасности, барьерами и зонами вылета. Классические старые конфигурации, вроде «Норшляйфе» (длинной версии «Нюрбургринга», где случилась знаменитая авария Никки Лауды), уходили в прошлое.

Вторая шикана в Монце
Вторая шикана в Монце

Сегодня большинство новых трасс разрабатываются с учетом строгих стандартов FIA, которые регулируют безопасность. Например, такие трассы как Яс-Марина в Абу-Даби или Сахир в Бахрейне, были спроектированы с элементами искусственных замедляющих поворотов, чтобы обеспечить баланс между высокой скоростью и безопасностью.

Основные виды поворотов в автогонках

Наблюдая за ходом очередного заезда, зрители видят, что трассы обладают несколькими вариациями различных поворотов. Одни плавные и предназначены для прохода на высокой скорости при условии выбора правильной траектории. Другие острые и вынуждают гонщиков сильно оттормаживаться в поисках идеальной точки выхода. Можно выделить несколько основных видов поворотов в автогонках, рассмотрев их особенности:

  1. Шикана (Chicane). Шикана — это комплекс из двух или более быстрых поворотов, которые идут друг за другом с чередованием направлений. Обычно они выполняют роль искусственного сужения трассы или замедления автомобилей на быстрых участках, предотвращая чрезмерные скорости и повышая безопасность. Шиканы часто расположены перед опасными зонами или длинными прямыми участками. Они требуют от гонщиков максимальной концентрации и точности, так как скорость на входе и выходе играет критическую роль. Хорошие примеры шикан — знаменитая шикана «Аскари» на трассе в Монце или шикана на «Спа-Франкоршам» в Бельгии.
  2. Шпилька (Hairpin). Шпилька — это крутой поворот на 180 градусов с малым радиусом. Он напоминает по форме изгиб шпильки для волос, из-за чего и получил такое название. Такие повороты требуют от автомобиля резкого замедления и использования полного угла рулевого управления. Скорость на входе в шпильку обычно минимальная. Однако более важна скорость на выходе для ускорения на последующем прямом участке. Кто из гонщиков лучше выйдет из шпильки, тот будет иметь преимущество. Знаменитый пример шпильки — поворот «Ла Сурс» на «Спа-Франкоршам». Ещё один — «Фэрмонт» на городской трассе в Монако. Он является одним из самых известных и медленных поворотов в Формуле-1.

Шпильки и шиканы – обязательные повороты в автогонках для каждой трассы. При этом, далеко не все по-настоящему хорошие и интересные повороты соответствуют современным требованиям. Например, в США есть трасса «Лагуна Сека», а на ней есть поворот «Штопор», считающийся одним из самых интересных в гоночной среде. Однако трасса не подходит для болидов Формулы-1. Однажды её рассматривали для проведения гонки, но решение было принято отрицательное.

Связки и классические повороты в автогонках

Эпоха «Тилькодромов» (трасс, спроектированных Германом Тильке – ведущим мировым разработчиком автодромов) уходит в прошлое. На данный момент трасса в Ханое является последней на счету немца. Многие его творения критикуются фанатами за их стандартность и отсутствие каких-либо изюминок. С другой стороны, трассы спроектированные Тильке безопасны и не приводят к печальным последствиям.

Шпилька в Шанхае
Шпилька в Шанхае

Отличительными чертами «Тилькодромов» являются длинные прямые, перемежающиеся шпильками. Сейчас же в календаре Ф-1 появляется всё больше городских трасс, к которым добавляются старые автодромы, вроде Имолы. Это повышает разнообразие форматов и поворотов, среди которых есть настоящие шедевры. Вот несколько классических категорий поворотов, которые можно встретить практически на любой трассе:

  1. Плавный поворот (Sweep). Это быстрый поворот с широким радиусом, который можно пройти с высокой скоростью без значительного замедления. Плавные повороты в автогонках требуют точной работы с рулем и дросселем для сохранения стабильности и скорости. Такие повороты часто используются на скоростных трассах, таких как «Сильверстоун» и «Муджелло».
  2. S-образный поворот (Esses). «Эски» представляют собой связку из нескольких быстрых поворотов «лево-право» или «право-лево», которые создают волнообразное движение машины. Такие связки встречаются на многих современных трассах и требуют от гонщика постоянных быстрых маневров, переключения передач и точного выбора траектории. Классический пример — повороты «Maggots-Becketts-Chapel» на трассе Сильверстоун в Великобритании. Гонщики проходят эту серию поворотов на высокой скорости, сохраняя контроль над автомобилем и стараясь не потерять темп. Ещё одна знаменитая «Эска» в первом секторе «Сузуки», которая резко сменяется тяжёлым «Дегнером», зачастую отправляющим гонщиков в гравий. Не стоит забывать и о легендарном «О Руж», также известном как «Красная Вода». Это опасная визитная карточка «Спа-Франкоршам».

Ещё можно отметить так называемые тесные повороты в автогонках. Они имеют очень маленький радиус, часто встречаются на городских трассах или в финальных зонах автодромов. Примером является первый поворот на трассе в Монако. Эти повороты требуют резкого замедления, часто используются как место для обгонов, но требуют максимальной точности и контроля.

Апексы в поворотах

Апекс — это ключевая точка любого поворота, которую гонщик стремится пройти с максимальной точностью. Это точка на внутренней стороне поворота, в которой траектория автомобиля должна быть наиболее близкой к краю трассы, чтобы оптимизировать скорость прохождения поворота.

Квят и Албон
Квят и Албон на разных траекториях поворота

Существует два основных типа апексов:

  1. Ранний апекс — когда водитель заходит в поворот раньше, чем стандартная траектория. Это позволяет выйти на прямую раньше, но может привести к меньшей скорости на выходе.
  2. Поздний апекс — гонщик тянет с маневром до самого конца, проходя внутреннюю часть поворота ближе к выходу. Это позволяет поддерживать более высокую скорость на выходе из поворота. Такой подход используется для увеличения скорости на длинных прямых участках после поворота.

Борьба гонщиков, выбирающих разные апексы, становится крайне зрелищной. Одни стараются нырнуть внутрь, чтобы первыми выйти из поворота. Другие берут широко и раньше набирают скорость. Перекрещивание траектории оппоненту или выдавливание его на край трассы – неотъемлемая часть борьбы. Зачастую подобные моменты попадают во всевозможные хайлайты гоночного уикенда.

Современные принципы проектирования трасс

Современные трассы проектируются с учетом множества факторов:

  1. Безопасность. Повороты спроектированы так, чтобы минимизировать риск серьезных аварий. Это достигается за счет расширения зон вылета, установки барьеров и гравийных ловушек. Также для этого на трассы добавляют больше шикан, чтобы гонщики сбрасывали скорость.
  2. Зрелищность. Различные типы поворотов и их комбинации делают гонку более интересной и увеличивают шансы на обгоны. Не всегда подобного удаётся достичь в имеющихся условиях. Те же городские трассы вроде Сингапура или Монако традиционно считаются самыми необгонными. Там много интересных поворотов, но ширина трассы не позволяет гонщикам развернуться в полной мере.
  3. Аэродинамика и технологии. Современные болиды развивают невероятные скорости. Трассы разрабатываются с учетом возможностей машин для обеспечения баланса между скоростью и маневренностью. Примеры «Нюрбугринга» и «Ле-Мана» показывали, что не учёт этих факторов может привести к печальным последствиям, вроде взлётов болидов в воздух.

Примером современного подхода является трасса имени Жиля Вильнёва в Монреале, где чередуются высокоскоростные участки и резкие повороты, что создаёт идеальные условия для стратегических обгонов.

Модификации и вариации гоночных трасс

Современные гоночные трассы многофункциональны. На одной трассе могут пройти заезды в классах Формулы-1, ДТМ и Мото-ДжиПи. Для каждого класса трасса будет меняться. Открываются одни повороты, закрываются другие. Всё для зрелищности и безопасности. Многие гонки в открытых колёсах проходят там, где болиды Формулы-1 выступать не смогут. Например, Индикар или различные европейские Формулы имеют свои трассы. А Наскар вообще проходит на овалах. Для Формулы-Е, в свою очередь, сооружают исключительно временные городские трассы. Организаторы учитывают все особенности, и каждые трассы оснащаются соответствующими поворотами, за что ценятся и гонщиками, и болельщиками.

Повороты в автогонках — это сердце каждой трассы. Их правильная комбинация, сложность и разнообразие создают ту динамику, которая делает гонки Формулы-1 и других автоспортивных серий увлекательными для болельщиков и гонщиков. Шиканы, шпильки, апексы и плавные повороты требуют от гонщиков идеального баланса между скоростью и мастерством. При этом, позаботиться о качестве прохождения поворотов должны не только гонщики, но и конструкторы, продумывающие болиды с учётом всех возможных перегрузок.

Популярные вопросы (FAQ)

Красная вода – Eau Rouge. Знаменитый поворот на трассе «Спа-Франкоршам» в Бельгии, являющийся одним из самых опасных в Формуле-1. Назван так в честь одноименной речки, которую пересекает трасса в этом месте. Это одна из самых зрелищных связок поворотов, которую пилоты проходят на полной скорости. Трасса на этом участке идёт в гору и выход из связки не виден до последнего момента. Малейшая ошибка может привести к печальным последствиям. В разные годы на участке случалось несколько аварий с летальным исходом, из-за чего регулярно ходят разговоры о необходимости изменения конфигурации поворота.
Трасса имени Жиля Вильнёва в Монреале завершается шиканой, выводящей пилотов на стартовую прямую. В этом месте расположен отбойник, который в последствии получил название «Стена Чемпионов». Всё из-за того, что опасная шикана часто не оставляла гонщикам пространства для манёвра, и они врезались в эту стену. В 1999 году Михаэль Шумахер, Дэймон Хилл и Жак Вильнёв разбили об эту стену свои болиды. Примечательно, что все трое на тот момент уже имели статус чемпионов мира, из-за чего и появилось это название.