Регламенты в Формуле-1 – два свода правил, являющиеся краеугольным камнем для «Королевских гонок». Спортивный и технический регламенты регулируют все процессы, начиная от того, какие детали можно использовать на болидах и заканчивая тем, по каким правилам проходят гонки. Регламенты Формулы-1 регулярно прорабатываются и дорабатываются. А в ближайшее время один из них подвергнется новым масштабным обновлениям.
Регламенты Формулы-1: регуляция спортивной составляющей
Спортивный регламент Формулы-1 описывает все правила, связанные непосредственно с проведением Гран-При. Этот свод правил упоминает все моменты, которые так или иначе связаны с заездами. Ему подчиняются пилоты во время гонок. Если же нарушить одно из правил, можно столкнуться с неприятными последствиями вплоть до дисквалификации.

Среди тех моментов, которые регулирует спортивный регламент Формулы-1, стоит отметить:
- Общие положения. Здесь прописано сколько длится каждое Гран-При, сколько пилотов может выступать от каждой команды, а также необходимость наличия Суперлицензии у каждого из них.
- Распределение номеров между гонщиками. У каждого пилота есть индивидуальный номер, в том числе нанесённый на болид. Первый номер автоматически переходит действующему чемпиону. Остальные закрепляются между пилотами на всё время их выступления и держатся ещё два года после завершения карьеры. 17-ый номер выведен из обращения в память о Жюле Бьянки.
- Регламенты Формулы-1 полностью контролируют форматы проведения свободных заездов и квалификаций. Время старта, длительность, особенности каждой гоночной сессии. Они устанавливают, что за каждую команду должны выступать резервные пилоты. Также именно здесь прописано правило 107%, которое в последних сезонах практически не приходится вспоминать.
- В регламенте прописаны правила старта гонки и все нюансы, что окружают этот процесс. Начиная с поминутного расписания предстартовой подготовки и заканчивая особенностями старта гонок в различных ситуациях и при различных погодных условиях.
- Также здесь прописаны все указания, касающиеся машины безопасности. Когда пейс-кару нужно появиться на трассе, как вести себя пилотам, каких предписаний стоит придерживаться всем участникам процесса в этот момент.
- Спортивный регламент содержит в себе информацию об итоговой классификации пилотов. Сколько очков присуждается каждому из них. Кто из гонщиков попадёт в итоговую классификацию, а кто будет признан сошедшим. Согласно правилам, для попадания в итоговую таблицу пилот должен преодолеть более 90% гонки.
Также именно в этом своде описываются все используемые во время заездов флаги. В том числе их цветовое обозначение и ситуации, в которых их необходимо использовать.
Технический регламент для команд
Технический регламент Формулы-1 необходим для создания болидов и отслеживания их характеристик. Каждый компонент, каждая составляющая машины должна быть выполнена в чётком соответствии современным стандартам. Над отслеживанием соблюдения прописанных правил работают стюарды ФИА, проводящие проверки и выносящие вердикты в случае выявления нарушений.

Среди основных правил, прописанных в техническом регламенте, стоит отметить:
- Все характеристики, которым должен соответствовать болид. Его ширина, высота, общий вес с пилотом и без него. Эти данные регулируются практически каждый год, в зависимости от вносимых в конструкции изменений. Например, при появлении системы Гало установленный вес болида был поднят на несколько килограмм.
- Характеристики установленного двигателя и его внутренних компонентов. Все блоки, форсунки и прочие комплектующие должны соответствовать прописанному регламенту. В противном случае мотор не будет допущен для использования в гонках, соответственно, как и сам болид.
- Особое внимание уделяется вопросу безопасности. Каждая машина проходит многочисленные краш-тесты. Её детали проверяются отдельно. Также осуществляется проверка тех компонентов, которые разработаны специально для повышения защиты пилотов, вроде того же Гало, клетки вокруг топливного бака и даже огнеупорного костюма пилота.
- Отдельный раздел посвящён покрышкам и их составам. Регламенты Формулы-1 распространяются не только на команды, но и на разработчиков с поставщиками. К примеру, созданием покрышек единолично уже много лет занимается компания Pirelli, которая разрабатывает резину таким образом, чтобы она полностью соответствовала не только по своим габаритам, но и по компонентам. Регулярно производятся обновления составов, благодаря чему, к примеру, появляются покрышки ультрасофт, потом уходящие в прошлое.
Технический регламент Формулы-1 содержит необходимые характеристики и принципы работы всех внутренних систем болида. Батарея, система DRS, электроника и всё, что содержит в себе болид, должны полностью соответствовать прописанным нормам. При этом, компоненты проверяются максимально дотошно, и любое минимальное нарушение, даже если речь идёт о миллиметрах, ведёт к дисквалификации.
Обновление регламента Формулы-1 в 2026 году
Сезон 2026 года обещает стать революционным для «Королевских гонок». Глобальные обновления регламента всколыхнули паддок ещё за два года до его начала. Команды начали готовиться к грядущим изменениям. Многие сразу забросили текущие разработки и переключились на создание новых компонентов.

Регламенты Формулы-1 в 2026 году изменятся именно в контексте технической части. Сами Гран-При сохранят ту же концепцию, разве что немного поменяются места этапов. А вот среди технических обновлений можно отметить следующие моменты:
- Изменятся габариты болидов. Они станут меньше и легче. Также уменьшится ширина колёс до минимального значения, позволяющего в полной мере сохранить сцепление с трассой.
- В прошлое уйдёт система DRS. Сама функция открытия заднего антикрыла сохранится, но теперь это будут подвижные элементы крыльев, а у пилота на руле появится так называемая обгонная кнопка. При этом, общий показатель прижимной силы и лобового сопротивления заметно снизятся, что усложнит жизнь пилотам.
- В гибридном двигателе будет заметное перераспределение сил. Если ранее большую часть мощности выдавал ДВС, то теперь показатель будет снижен в пользу электрической составляющей, которая на пике сможет выдавать до 475 лошадиных сил. За поршневой частью останется до 545 л.с.
Именно аэродинамике будет уделено много внимания по новому регламенту. В своё время DRS создали для того, чтобы повысить количество обгонов. И теперь грядёт новый шаг в этом направлении, когда от пилотов потребуется больше мастерства для управления подвижными элементами болида на любых участках трассы. Инженерам же предстоит колоссальная работа по созданию новых компонентов, которые не только будут в полной мере соответствовать новым правилам, но и смогут обеспечить болиду необходимое преимущество на трассе.