Шиканы в автогонках: чем хороши скоростные повороты

Шиканы в автогонках Теория автоспорта

Шиканы – это особая категория поворотов на гоночных трассах, которые требуют от пилотов высокой концентрации, навыков и точности в управлении автомобилем. Это связки, состоящие из последовательных правых и левых поворотов. Они заставляют гонщиков проявить максимальную собранность и мастерство пилотажа. Крошечная ошибка может стать причиной потери времени или вылета за пределы трассы. Поэтому шиканам всегда уделяется особое внимание со стороны пилотов и их команд.

Что такое шикана?

Шикана (от французского «chicane» – уловка) представляет собой связку поворотов, которые следуют друг за другом, обычно в форме зигзага. Этот элемент трассы используется для замедления машин на прямых участках перед опасными или слишком скоростными сегментами трассы, а также для увеличения интриги в гонке за счет создания зон для обгонов и ошибок.

Скоростные перепады в "Аскари"
Скоростные перепады в «Аскари»

Шиканы можно встретить в разных вариациях автоспорта, но они особенно важны в Формуле-1. Там скоростные характеристики болидов делают управление на сложных поворотах более рискованным. Кроме того, шиканы служат элементами безопасности, предотвращая разгоны до опасных скоростей на прямых участках.

Шиканы в автоспорте — это не просто элементы трассы. Они создают настоящие испытания для пилотов и автомобилей. В Формуле-1 они выполняют важную роль как в обеспечении безопасности, так и в создании зрелищных моментов гонки. Однако, как и любой элемент трассы, шиканы требуют высочайшего мастерства, так как ошибка может привести к драматичным последствиям.

Виды шикан в автогонках

Шиканы можно разделить по сложности и скорости прохождения:

  1. Медленные шиканы требуют от гонщиков значительного снижения скорости. Это делает участки трассы точками интенсивных торможений и маневрирования. Такие шиканы часто используют на трассах городского типа, где места для обгона ограничены.
  2. Быстрые шиканы, наоборот, проходят на больших скоростях, при этом сохраняется сложность управления. Особенно если шикана представляет собой затяжную связку поворотов, где стабильность автомобиля и точное распределение веса имеют решающее значение.

Если в стандартном повороте пилоту нужно определить оптимальную точку торможения, подобрать траекторию и обеспечить своему болиду грамотный выход для оперативного набора скорости, то в шикане, помимо этого, нужно ловить апекс. Иными словами, пилот перекладывает руль в верхней точке траектории, меняя направление машины, стараясь при этом не потерять скорость и не допустить ошибок.

"Красная вода"
«Красная вода» выглядит простой, если не смотреть на спидометр

Часто шиканы идут сразу после стартовой прямой, чтобы пилоты скинули скорость и начали борьбу. Или же продолжили её. Из-за этого на некоторых трассах после пит-стопа гонщики выезжают как раз к связке поворотов, что становится проблемой. Если два болида летят по прямой на скорости более 300 километров в час, то медленная машина, выезжающая с пит-лейна впереди них, может стать настоящей помехой в борьбе и даже создать аварийную ситуацию.

Роль шикан в Формуле-1

В Формуле-1 шиканы играют ключевую роль как с точки зрения безопасности, так и зрелищности. Они не только уменьшают риск аварий на прямых участках, но и добавляют интригу в гонку. Пилоты часто используют шиканы как места для совершения обгонов, так как эти зоны требуют как торможения, так и быстрого принятия решений, что создаёт пространство для атаки.

Однако шиканы также могут стать причиной ошибок. Точность при входе и выходе из шиканы критична: малейшее отклонение или запоздалый поворот могут привести к потере времени, повреждению автомобиля или даже аварии. Это делает шикану участком, где требуются не только физическая подготовка, но и стратегическое мышление пилотов.

Несмотря на их важность для безопасности, шиканы в автоспорте подвержены критике. Некоторые считают, что они искусственно замедляют гонки и снижают динамику заездов. В Формуле-1 шиканы часто критикуются за то, что они ломают естественный ритм трассы. По сути, превращая зрелищные высокоскоростные заезды в сражения на торможениях и выходах из поворотов. Если ещё и речь об узкой шикане, где все пилоты просто едут паровозиком, то о каких-либо захватывающих противостояниях вообще можно забыть.

Стена чемпионов
Феттель отмечается в «Стене чемпионов»

Кроме того, критики утверждают, что шиканы могут стать источником аварий. Быстрые шиканы требуют от пилотов экстремальной точности, и любая ошибка может привести к опасным последствиям. В истории Формулы-1 есть немало примеров, когда шиканы становились местами серьезных аварий и столкновений. Особенно актуальна эта проблема на мокрых и подсыхающих трассах. Поскользнуться на бордюре можно в любую секунду, а в шикане от этого не застрахован никто. Эффектные вылеты с трассы в такие моменты становятся обычным делом.

Знаменитые шиканы в автоспорте

Формула-1 богата как на легендарные трассы, так и на отдельные знаменитые повороты. Некоторые шиканы стали настоящими символами автоспорта. Например:

  1. Шикана Eau Rouge (Красная вода). Шикана «О Руж» на трассе Спа-Франкоршам в Бельгии – один из самых знаменитых поворотов в автоспорте. Точнее, речь идёт о связке «О Руж» — «Радийон». Этот участок представляет собой быструю серию смен направлений, которая начинается с крутого спуска и продолжается подъемом. Eau Rouge требует исключительного мастерства управления болидом. Проходя поворот на огромной скорости, пилоты испытывают значительные перегрузки. А слепой выход на скорости более 200 километров в час только повышает и без того высокий риск. «Красная вода» давно стала визитной карточкой бельгийской трассы и всех королевских гонок. За всю историю многие пилоты сталкивались с серьезными авариями на этом участке, в том числе и с летальным исходом.
  2. Шикана «Аскари». На трассе в Монце, известной как «Храм скорости», находится шикана «Аскари». Этот сложный участок состоит из серии быстрых поворотов, которые идут один за другим. Он требует от пилотов высокого уровня концентрации и умения балансировать между скоростью и контролем над болидом. Шикана названа в честь Альберто Аскари, легендарного гонщика, разбившегося в этом месте в 1955 году. Выход из этой связки ведёт к длинной прямой, на которой скорость имеет решающее значение. Малейшая ошибка при входе в шикану может стоить пилоту десятков драгоценных секунд.
  3. «Стена чемпионов». На Гран-при Канады на трассе имени Жиля Вильнёва находится шикана, получившая название «Стена чемпионов». Эта секция расположена в конце длинной прямой, и её сложность заключается в том, что на выходе нет зоны безопасности. Левый поворот связки, выводящий на стартовую прямую, идёт вплотную к отбойнику.

Своё прозвище стена получила из-за того, что в 1999 году Дэймон Хилл, Жак Вильнёв и Михаэль Шумахер врезались в этот отбойник. Как можно догадаться, на тот момент все трое уже имели на своём счету статус чемпиона мира.

Популярные вопросы (FAQ)

Помимо Вильнёва, Хилла и Шумахера, аварии которых и стали причиной появления подобного названия, в аварии на этом участке канадской трассы из чемпионов попадали Дженсон Баттон, правда до того, как стать чемпионом, и Себастьян Феттель, непосредственно в роли действующего триумфатора.