Шлем в Формуле-1: от тряпки до карбона

Шлем в Формуле-1 Теория автоспорта

Шлем в Формуле-1 – главный атрибут безопасности пилота. Это неотъемлемая часть гоночной экипировки и важнейший элемент, обеспечивающий защиту гонщика. Эволюция шлема наглядно отражает развитие и становление «Королевских гонок». А его современные особенности, вкупе с другими элементами безопасности, способны защитить пилота от большинства возможных угроз. Но не стоит забывать и об эстетической составляющей, ведь шлем в Формуле-1 – это, по сути, единственный способ самовыражения для пилотов.

Шлем в Формуле-1: постоянная эволюция

Шлемы в автогонках появились задолго до Формулы-1. Ещё в первых Гран-При гонщики использовали нечто похожее. Вот только там были, в основном, тряпичные чепчики. Да и назначение у них было несколько иное: в те времена пилоты были одновременно механиками, занимавшимися починкой своих автомобилей во время гонки. Тряпочный шлем нужен был для того, чтобы защитить волосы от попадания масла.

В первые годы Ф-1 шлемы, разумеется, также присутствовали. Они изначально перекочевали в новую гоночную серию также в виде тряпочной защиты. Но эти шапочки начали пропитывать клеем и крепить к ним деревянную пробку, что немного добавляло защиты. Некоторые же пилоты использовали авиационные шлемы или лётные очки.
Шлем автогонщика в 1950-ом году
Шлем автогонщика в 1950-ом году

Дальнейшее развитие происходило постепенно. Можно выделить несколько основных этапов:

  1. Постепенно шлем в Формуле-1 стал специализированным. Их разработками занимались специально для гонок. В качестве материалов использовали резину, которой отделывали внутреннюю часть, и кожу для внешней отделки. Примечательно, что разработкой данного элемента часто занимались профессиональные шляпники.
  2. В конце 60-х – начале 70-х годов шлемы начали оснащать визорами. К сожалению, само появление данного элемента, как и его постепенные обновления, связаны с печальными инцидентами. Алан Стейси скончался после аварии в одной из гонок из-за того, что ему в лицо попала птица. Первым визор на свой шлем решил поставить Майк Хоторн, а после гибели Стейси эта практика стала повсеместной. Делать защиту лица стали из обычного стекла, что, в скором времени, привело к новым последствиям. Именно в этот момент Гельмут Марко, который сегодня является советником в команде «Ред Булл», ослеп на один глаз. Во время гонки во Франции в 1972 году ему в визор попал камень, вылетевший из-под колёс болида Эмерсона Фиттипальди. Стекло предсказуемо разбилось и привело к ранению. С этого момента визоры начали изготавливать из небьющихся материалов.

В 1968 году американский пилот Дэн Генри стал первым в пелотоне использовать полностью закрытый шлем. Его эффективность была очевидна, и в дальнейшем ФИА сделала закрытый шлем в Формуле-1 обязательным для всех пилотов.

Постоянные тесты и современные технологии

Полностью закрытые шлемы несли с собой не только более эффективную защиту головы пилота, но и соответствующие проблемы. Такой шлем в Формуле-1 был тяжёлым и неудобным. Пилоты получали травмы шеи даже без каких-либо внешних контактов, банально во время резкого торможения или затяжного поворота. К тому же, визор запотевал изнутри, усложняя обзор.

Долгие годы точечные улучшения не приносили особого результата. Полноценного прорыва удалось добиться только в 2004 году. По новым стандартам ФИА компания Bell изготовила шлем, прошедший большое количество тестов. Если быть точным, одиннадцать различных испытаний потребовалось для того, чтобы разработку допустили до прямого использования в гонках.
Изготовление шлема
Изготовление шлема

А в 2009 году произошёл инцидент с Фелипе Массой, которому на гонке в Венгрии кусок подвески чужого болида прилетел прямо в шлем. Бразилец был вынужден пропустить остаток сезона из-за полученных травм, а его шлем, несмотря на всю оснащённость, не сумел в полной мере защитить от удара. Это привело к более активным дальнейшим разработкам, в ходе которых шлем в Формуле-1 продолжил совершенствоваться. В результате, сегодняшние модели могут похвастать следующими характеристиками:

  1. Каркас изготавливается из карбона и сверхпрочных композитных материалов. Это позволяет шлемам оставаться лёгкими, но, при этом, невероятно прочными.
  2. Внутри находится поглощающий слой из пенополиуретана или полистирола. Этот слой поглощает энергию удара.
  3. Внутренняя подкладка обеспечивает комфорт и защищает от возможных возгораний, поэтому создаётся из огнеупорных материалов.
  4. Для изготовления визоров используется огнеупорный поликарбонат. На смотровую часть клеятся плёнки, которыми можно регулировать яркость. Получается своеобразный аналог солнцезащитных очков, когда пилоты сами могут подогнать для себя наилучший вариант обзора.
  5. Изначально пилоты были ограничены в плане выбора дизайна собственного шлема. Но с 2020 года данное правило отменили. Теперь дизайн можно менять неограниченное число раз. Благодаря этому гонщики часто в особенных для себя гонках используют особые изображение, нанесённые на их защитный элемент.

Современные шлемы тестируются в различных условиях. В том числе их проверяют ударами на различных скоростях. Только полное соответствие стандартам позволяет использовать защиту в гонках. Не беспокоясь за то, что случайное повреждение может привести к печальным последствиям.

Популярные вопросы (FAQ)

Использование композитных материалов позволяет разработчикам шлемов добиваться высоких показателей надёжности без увеличения веса элемента. Масса шлема пилота составляет от 1,2 до 1,5 килограмм.
Добавить комментарий