Штурман в автоспорте – второй пилот, живой навигатор и мозг каждого экипажа. Эта своеобразная должность появилась более ста лет назад и до сих пор востребована. Штурман способен привести свой экипаж к победе. Его вклад в итоговый результат не менее значим, чем вклад самого пилота. Но и ошибки иногда приводят к полноценному провалу. Поэтому стать вторым пилотом, приносящим реальную пользу, удаётся далеко не всем.
Как появился штурман в автоспорте
Лесная дорога, отсутствующая на картах, без каких-либо указателей. Покрытие, в основном, состоит из грязи. Вокруг туман. Машина движется со скоростью более ста километров в час. Это не сцена из триллера, а типичный сценарий первых ралли. Обойтись в такой ситуации без второго пилота попросту невозможно.
И это поняли ещё аристократы в начале 20-го века, когда устраивали марафонские заезды, вроде гонок в Монте-Карло.
Но впоследствии, с расцветом различных ралли, роли поменялись. Появились ралли-рейды – многодневные марафоны, маршрут которых включал в себя пол мира. В них уже навигаторы раскрылись в полной мере, становясь ключевыми фигурами. Более того, штурман в автоспорте иногда становился буквальным спасителем экипажа, когда в сложных условиях пилот мог потерять сознание или машина терялась в пустыне.

Постепенно функциональные обязанности штурманов заметно выросли. Сегодня они выполняют сразу несколько задач:
- Находятся непосредственно рядом с пилотом, диктуя ему маршрут. В классическом ралли, когда автомобиль движется на высокой скорости по пересечённой местности, на комментарии второго пилота водитель ориентируется не меньше, чем на собственное зрение. Штурман оперативно сообщает, каким будет следующий участок: в какую сторону поворот, каков его угол, какую нужно держать скорость.
- Отслеживание стратегии экипажа в гонках на выносливость. К примеру, в суточных заездах на плечах штурмана отслеживание топливной стратегии.
- Выполнение оперативных ремонтных работ в случае возникновения поломок. Когда машина застревает в пустыне, именно штурман способен реанимировать её и вернуть в строй.
Штурман в автоспорте уже давно превратился из напарника в соседнем кресле в полноценного помощника во множестве различных ситуаций.

Особенности работы в зависимости от гонки
Многообразие видов гонок порождает множество различных категорий вторых пилотов. Штурман в автоспорте, по своей сути, является на все руки мастером, но его спектр задач сильно разнится в зависимости как от ситуации, так и от вида гонки.
Вот несколько наглядных примеров:
- Во время заезда в ралли штурман читает дорожную книгу. И сообщает о поворотах за две-три секунды до их появления. Сообщая не только о том, куда поворот, но и его градацию, а также особенности. Например: «сто, левый четыре, кочка», «двести, правый два, сужение». На высокой скорости движения малейшая ошибка может привести к непредсказуемым последствиям.
- На ралли-рейдах вроде Дакара дорожные книги выдают непосредственно перед стартом, а заранее маршрут не знает никто, кроме организаторов. Штурман буквально вынужден ориентироваться по дюнам и уметь определять верное направление посреди пустыни. Известны случаи, когда один пропущенный поворот приводил к потерям в несколько часов. Или, когда один экипаж думал, что едет прямо, на самом деле наворачивая круги.
- На 24 часах Ле-Мана штурман отслеживает уровень топлива, планируя стратегию, контролирует график пит-стопов и наблюдает за действиями оппонентов, определяя, когда их можно атаковать.
Штурман в автоспорте сохраняет свою актуальность даже в нынешнюю эпоху цифровых технологий. Некоторые классы автогонок запрещают использование GPS в целях сохранения конкурентной борьбы. В других случаях техника банально может не работать из-за внешних условий. К тому же, ни один виртуальный помощник не сможет добавить в подсказку нужную интонацию, способную помочь принять правильное решение.
И нет ничего удивительного в том, что люди, приближённые к ралли и похожим категориям автоспорта, в один голос заявляют, что если пилот самостоятельно и может выиграть конкретный заезд, то итоговая победа доступна только полноценному экипажу.