Спринт в Формуле-1 – новый формат гонок, появившийся в 2021 году. В первом сезоне было проведено три подобных заезда. В дальнейшем формат доработали и расширили. В сезоне 2025 запланировано уже шесть спринтов. Однако подобное нововведение даже спустя четыре года не вызывает особого восторга со стороны пилотов и болельщиков. Стоит разобрать, в чём причина подобного отношения и чего стоит ожидать от спринтов в будущем.
Спринт в Формуле-1: особенности формата
Идея укороченных гонок не нова даже по меркам ФИА. В сериях Формула-2 и Формула-3 уже давно уикенд состоит из двух заездов, один из которых короче другого. Но там у подобной затеи есть очевидный смысл – перевёрнутая решётка.

В Ф-1 же это правило применять не стали, аргументировав отказ тем, что перевёрнутая решётка не соответствует философии Формулы-1. В результате, спринт сейчас обладает следующими особенностями:
- Дистанция гонки составляет треть от стандартного заезда, то есть 100 километров (62 мили). Если в гонке подразумеваются условные 63 круга, то спринт будет длиться 21 круг.
- Учитывая короткий формат, спринт в Форуле-1 не подразумевает обязательного пит-стопа. Гонщики выбирают покрышки, на которых могут попытаться доехать до финиша. Соответственно, все пилоты, как правило, едут на одинаковом комплекте.
- Квалификация для спринтерской гонки проводится отдельно. Если формат Гран-при подразумевает две классические пятничные практики, то остаётся только одна, а вторая превращается в квалификацию к спринту.
- Сама квалификация имеет тот же формат, что и классическая, но сокращена по времени – 45 минут вместо 60. Три этапа длятся по 12, 10 и 8 минут чистого времени.
- Спринтерская гонка также занимает слот одной из практик, а именно – субботней. То есть, те Гран-При, на которых планируются спринты, содержат только одну практику. В субботу же, после спринта, пилоты выходят уже на квалификацию к основной гонке.
Укороченным в спринте является и итоговое распределение очков. Баллами награждаются только первые восемь пилотов. Победитель забирает 8 очков, обладатель второго места – 7, третьего – 6 и т.д.
Преимущества и недостатки спринтов
Появление новинки традиционно для Формулы-1 было воспринято с недовольством. Особенно поклонников возмутило отсутствие перевёрнутой решётки, которая добавила бы в гонки ожидаемой интриги. Также логичный скепсис вызывали городские трассы вроде Монако, Баку или Сингапура, где и так гонки не отличаются особой зрелищностью в плане обгонов, а две таких гонки подряд окончательно убьют интерес к чемпионату.
Руководящие лица осознавали подобную проблему, поэтому для спринтов подбираются более обгонные и зрелищные трассы. К примеру, на «Интерлагосе» спринты проводятся каждый сезон с момента своего появления.

Но интерес к спринтам стал пробуждаться только в условиях отсутствия явного фаворита в чемпионате. Теперь даже от коротких гонок без обязательных пит-стопов стало можно ожидать обгонов и яркой борьбы. Хотя в первое время подобные заезды превращались в банальный паровозик, когда все пилоты на одинаковой резине проезжали дистанцию около 20 кругов без каких-либо ярких и запоминающихся моментов.
Учитывая увеличение количества подобных гонок в сезоне, а также снижение уровня недовольства, можно сказать, что спринт в Формуле-1 постепенно приживается. Можно ожидать дальнейшего увеличения количества таких заездов, но окончательно ситуация станет понятна в сезоне 2026, после глобального обновления регламента.