Телеметрия в Формуле-1: непрекращающаяся волна информации

Телеметрия в Формуле-1 Теория автоспорта

Телеметрия в Формуле-1 – это нескончаемый поток технической информации, генерируемый как самим болидом, так и другими системами. Каждую секунду заезда сотни датчиков передают информацию, сравнимую по объёму с загрузкой 10 полнометражных фильмов в HD-качестве. Это происходит каждый раз, когда болид выезжает из боксов, а иногда и тогда, когда в нём даже нет пилота.

Как работает телеметрия в Формуле-1

Телеметрия в Формуле-1 — это нервная система болида. Его цифровой двойник, который передаёт инженерам информацию, скрытую от глаз. Благодаря ей, в боксах могут видеть, как нагревается тормозной диск в конкретном повороте, с какой силой пилот давит на педаль газа при выходе из виража и даже как меняется его пульс перед решающим обгоном.

Джолион Палмер объясняет работу телеметрии
Джолион Палмер объясняет работу телеметрии

Сама система представляет собой постоянный поток данных, получаемых при помощи сотни всевозможных датчиков. Условно весь технологический комплекс можно разделить на три основных категории:

  • Датчики. Это глаза и уши болида, его нервные окончания. Современный болид оснащён более чем 150 датчиками, которые отслеживают всё, что только возможно. Все параметры двигателя, в том числе температуру масла (с точностью до 0,1°C), давление в топливной системе и степень износа турбины. Состояние шин, нагрев каждой покрышки в двенадцати разных точках, деформацию при боковых нагрузках. Состояние аэродинамических элементов, в том числе давление воздушного потока на антикрыле и колебания подвески. И даже состояние пилота посредством руля.
  • Системы передачи данных. Данные, получаемые с датчиков, передаются по радиоканалам беспроводной сети при помощи соответствующих антенн. Также они сохранятся в локальном накопителе в самом болиде. К примеру, в туннеле на трассе в Монако радиосигнал блокируется. Данные сначала сохраняются в болиде, а затем выгружаются при выезде.
  • Центр обработки данных. Командный центр – это около двадцати инженеров, постоянно анализирующих потоки данных, а также суперкомпьютеры и системы визуализации, способные превращать информацию в цветовые схемы и 3D-модели.

Сложно переоценить ту полезность, которую несёт в себе телеметрия в Формуле-1. Но добиться от неё эффективного результата можно только в случае идеальной настройки всех систем.

Одна команда долгое время не получала данные о перегреве тормозов на одном из болидов. Это превратилось в серьёзную проблему, пока не выяснилось, что датчик, отвечающий за эти измерения, был установлен на два миллиметра ниже необходимой отметки.

Как использовать телеметрию для победы

Телеметрия в Формуле-1 позволяет удерживать работу силовой установки в узком коридоре между максимальной производительностью и разрушением. Системы отслеживают температуру турбины, контролируют расход топлива с точностью до несколько грамм, следят за вибрациями коленвала. Помимо этого наблюдения ведутся и по другим направлениям.

При этом, это не просто наблюдения, но и возможность оперативного реагирования на возможную угрозу. Более того, с 2026 года планируется повсеместное внедрение нейросетей, которые будут способны предсказывать появление проблемы ещё до того, как это обнаружит хоть один из датчиков.
Команда изучает поступающую информацию
Команда изучает поступающую информацию

Рассматривая, чего можно добиться при помощи телеметрии, стоит выделить следующие варианты:

  1. Работа над стратегией в реальном времени. Телеметрия в Формуле-1 позволяет обновлять оптимальную стратегию несколько раз в секунду, благодаря данным по износу шин, погоде и действиям соперников.
  2. Отслеживание экстренных ситуаций. В том числе перегрев тормозов, потери давления в шинах, проблемы с двигателем. В каждом случае система не только сообщит о неполадке, но и предоставит эффективное решение. Знаменитая авария Романа Грожана на Гран-При Бахрейна 2020 года обошлась без жертв лишь благодаря тому, что на болиде «Хааса» за доли секунды после аварии автоматически отключился топливный насос.
  3. Поиск потерянных сотых долей секунд. Команды хранят телеметрические данные всех сезонов в специальных цифровых библиотеках. Это позволяет сравнивать круги, чтобы узнать, где пилот теряет время. Также это позволяет проводить анализ оптимальных траекторий, изучая действия пилотов на каждом участке трассы. К примеру, можно сразу определить, почему один гонщик быстрее другого в конкретном повороте.
  4. Изучение обновлений в режиме реального времени. Многочасовые тесты, проводящиеся как перед началом сезона, так и по его ходу, позволяют получать свежие данные обо всех новинках и их влиянии на другие компоненты, в том числе на износ шин.

Помимо всего прочего, телеметрия в Формуле-1 обостряет психологическую войну между командами. С её помощью видно, какие у других пилотов возникают проблемы. Например, видна усталость или регулярные ошибки в конкретных поворотах. При первых признаках, соперники обязательно попытаются этим воспользоваться.

Популярные вопросы (FAQ)

Датчики, которыми оснащён болид, установлены в различных элементах конструкции, в том числе и на руле. По степени сжатия руля можно определить степень усталости пилота. Также отслеживается пульс, уровень воды в организме и ряд других жизненно важных показателей.
Добавить комментарий