Топливная стратегия — один из ключевых аспектов, определяющих исход гонки в Формуле-1. Правильные расчёты расхода топлива и время пит-стопов часто оказываются решающими для успеха команды. Стоит подробно рассмотреть, как ограничения по топливу влияют на скорость и стратегию гонщиков. А также как инженеры прогнозируют расход топлива и какие последствия могут возникнуть из-за ошибок.
Эпоха дозаправок и их полная отмена
Практически с самого появления королевских гонок, в них иногда мелькали дозаправки. А с сезона 1994 года они стали полноценной частью гонок. Команды вовсю пользовались нововведением, уменьшая количество топлива на старте, чтобы сделать болиды легче и быстрее. В те годы системы дозаправки позволяли командам менять тактику во время заезда. Гонщики и их инженеры выбирали между разными стратегиями. Объёмы топлива позволяли варьировать количество пит-стопов и, соответственно, определять план на гонку. Это была полноценная топливная стратегия в Формуле-1, где каждый мог удивить соперника.
Принцип дозаправок был прост: во время гонки болид заезжал на пит-стоп, где одновременно с заменой шин происходила дозаправка. Системы дозаправки обеспечивали быструю перекачку топлива в болид с помощью специального оборудования. Время дозаправки зависело от объёма и обычно занимало от 6 до 10 секунд.
Основной целью дозаправок была гибкость стратегий. Команды могли заправлять меньше топлива перед стартом, чтобы сделать болид легче, а потом дозаправляться во время гонки. Это помогало распределять нагрузку на шины. А также рассчитывать идеальный момент для заезда на пит-стопы, чтобы минимизировать потерю времени.

Но в 2010 году дозаправки были полностью отменены. Основные причины подобного решения заключались в безопасности и стремлении снизить расходы. Во время дозаправок возникали опасные ситуации: утечки топлива, пожары, ошибки механиков. Известны инциденты, когда огонь вспыхивал прямо на пит-лейне. Кроме того, дозаправки увеличивали стоимость участия команд в чемпионате, так как требовали сложного оборудования и логистики. Федерация посчитала, что отмена дозаправок сделает гонки более безопасными. Внимание команд сосредоточилось на работе с покрышками и самими болидами.
Влияние топливных ограничений на скорость и стратегию
С начала внедрения гибридных технологий и более строгих экологических норм в Формуле-1, топливные ограничения стали важным фактором, который влияет на тактику команд. Можно выделить несколько основных критериев топливной стратегии в Формуле-1:
- Ограничения по топливу. В 2024 году лимит на количество топлива, которое можно использовать в гонке, составляет 100 килограмм. Это ограничение заставляет команды тщательно планировать стратегию. Гонщики должны следить за своим расходом топлива, чтобы избежать ситуации, когда у них не останется безина для заключительных кругов. На протяжении всей гонки командам необходимо следить за показателями. Одно лишнее ускорение может привести к тому, что гонщик не доберётся до финиша и будет дисквалифицирован.
- Команды используют различные стратегии в зависимости от характера трассы, погодных условий и позиции гонщика. На некоторых трассах, где важно быстро обгонять соперников, это могут быть агрессивные стратегии. Гонщики могут использовать больше топлива для максимизации скорости на первых кругах, даже если это приведет к необходимости раннего пит-стопа. В других случаях пилоты могут выбирать более осторожный подход, экономя топливо с самого старта.
- Инженеры команд проводят детальные расчеты, чтобы предсказать, сколько топлива потребуется для каждой гонки. Эти расчеты учитывают несколько факторов, в том числе характеристики трассы. Её длина, количество поворотов и тип асфальта существенно влияют на расход топлива. Помимо этого, важны погода и температура асфальта, ведь жара может увеличить расход топлива, поскольку моторы работают интенсивнее. Не стоит забывать и о стиле вождения. Каждый гонщик имеет свой стиль, который также влияет на расход топлива. Некоторые гонщики более агрессивны, в то время как другие могут управлять машиной более экономно.
Инженеры используют сложные симуляции и модели, чтобы определить оптимальное количество топлива для гонки. Они также анализируют данные с предыдущих гонок, чтобы улучшить свои прогнозы.
Как топливная стратегия проваливается из-за ошибок в расчётах
Несмотря на тщательные расчёты, команды иногда допускают ошибки. Свою роль может сыграть как какой-либо неучтённый элемент, так и банальный человеческий фактор. Это может привести к катастрофическим последствиям:
- Недостаток топлива. Если команда не рассчитает количество топлива правильно, гонщик может оказаться в ситуации, когда ему не хватает топлива для завершения гонки. Это приведёт к вынужденной остановке на трассе, сходу и дисквалификации.
- Избыточный расход. Если гонщик слишком агрессивно ведёт борьбу, атакует каждый поворот и выжимает максимум на прямых, не оставляя запаса топлива, он может потерять возможность максимально использовать скорость на последних кругах, когда это наиболее важно.
- Неверно подобранные пит-стопы. Стратегия с покрышками напрямую влияет на расход топлива. Выбрав несколько подряд участков на самом мягком типе резины, инженеры рискуют подставить гонщика.
На финише каждой гонки все болиды проходят процедуру взвешивания. Как и всё в Формуле-1, здесь каждый грамм имеет значение. Если болид, вместе с находящимся внутри пилотом, будет весить даже на 100 грамм меньше нормы, это дисквалификация. Поэтому расчёты топливной стратегии ведутся максимально чётко.

Чтобы понять важность этой процедуры, достаточно обратить внимание на поведение гонщиков сразу после пересечения финишной черты. На круге возвращения в боксы пилоты еду по неоптимальной траектории и собирают так называемые червячки – кусочки резины, отлетевшие от колёс болидов во время гонки. Проезжая по червячкам, гонщики получают несколько грамм веса к своим болидам, так как те остаются на покрышках. И это может помочь пройти процедуру взвешивания без нарушений.
Современное развитие топливных стратегий в автогонках
Топливная стратегия в Формуле-1 — это искусство, требующее от команд тонкого баланса между скоростью и экономией. Правильные прогнозы расхода топлива, учёт множества факторов и возможность гибко реагировать на изменения в гонке играют критически важную роль. Ошибки в расчетах могут дорого стоить командам, приводя к потерям на трассе. В конечном итоге, успешная топливная стратегия может стать тем фактором, который определит победителя гонки.
Несмотря на то, что с отмены дозаправок прошло уже почти 15 лет, команды до сих пор допускают ошибки. В сезоне 2024 года пилот «Мерседеса» Джордж Рассел был дисквалифицирован после победы на гонке в Бельгии. При минимально допустимом весе болида в 798 килограмм, машина победителя весила 796,5 кг. Так Рассел лишился не только завоёванного первого места, но и места в итоговом табеле вообще.
При этом, во многих других автогонках дозаправки продолжают жить. К примеру, в «Наскаре» регулярно можно наблюдать как за переливанием топлива на пит-лейне, так и за возникающими при этом проблемами, начиная от оторванных шлангов и заканчивая масштабными возгораниями.