Топливная стратегия: как команды выигрывают гонки в боксах

Топливная стратегия Теория автоспорта

Топливная стратегия — один из ключевых аспектов, определяющих исход гонки в Формуле-1. Правильные расчёты расхода топлива и время пит-стопов часто оказываются решающими для успеха команды. Стоит подробно рассмотреть, как ограничения по топливу влияют на скорость и стратегию гонщиков. А также как инженеры прогнозируют расход топлива и какие последствия могут возникнуть из-за ошибок.

Эпоха дозаправок и их полная отмена

Практически с самого появления королевских гонок, в них иногда мелькали дозаправки. А с сезона 1994 года они стали полноценной частью гонок. Команды вовсю пользовались нововведением, уменьшая количество топлива на старте, чтобы сделать болиды легче и быстрее. В те годы системы дозаправки позволяли командам менять тактику во время заезда. Гонщики и их инженеры выбирали между разными стратегиями. Объёмы топлива позволяли варьировать количество пит-стопов и, соответственно, определять план на гонку. Это была полноценная топливная стратегия в Формуле-1, где каждый мог удивить соперника.

Принцип дозаправок был прост: во время гонки болид заезжал на пит-стоп, где одновременно с заменой шин происходила дозаправка. Системы дозаправки обеспечивали быструю перекачку топлива в болид с помощью специального оборудования. Время дозаправки зависело от объёма и обычно занимало от 6 до 10 секунд.

Основной целью дозаправок была гибкость стратегий. Команды могли заправлять меньше топлива перед стартом, чтобы сделать болид легче, а потом дозаправляться во время гонки. Это помогало распределять нагрузку на шины. А также рассчитывать идеальный момент для заезда на пит-стопы, чтобы минимизировать потерю времени.

Михаэль Шумахер
Легенда на заправке

Но в 2010 году дозаправки были полностью отменены. Основные причины подобного решения заключались в безопасности и стремлении снизить расходы. Во время дозаправок возникали опасные ситуации: утечки топлива, пожары, ошибки механиков. Известны инциденты, когда огонь вспыхивал прямо на пит-лейне. Кроме того, дозаправки увеличивали стоимость участия команд в чемпионате, так как требовали сложного оборудования и логистики. Федерация посчитала, что отмена дозаправок сделает гонки более безопасными. Внимание команд сосредоточилось на работе с покрышками и самими болидами.

Влияние топливных ограничений на скорость и стратегию

С начала внедрения гибридных технологий и более строгих экологических норм в Формуле-1, топливные ограничения стали важным фактором, который влияет на тактику команд. Можно выделить несколько основных критериев топливной стратегии в Формуле-1:

  1. Ограничения по топливу. В 2024 году лимит на количество топлива, которое можно использовать в гонке, составляет 100 килограмм. Это ограничение заставляет команды тщательно планировать стратегию. Гонщики должны следить за своим расходом топлива, чтобы избежать ситуации, когда у них не останется безина для заключительных кругов. На протяжении всей гонки командам необходимо следить за показателями. Одно лишнее ускорение может привести к тому, что гонщик не доберётся до финиша и будет дисквалифицирован.
  2. Команды используют различные стратегии в зависимости от характера трассы, погодных условий и позиции гонщика. На некоторых трассах, где важно быстро обгонять соперников, это могут быть агрессивные стратегии. Гонщики могут использовать больше топлива для максимизации скорости на первых кругах, даже если это приведет к необходимости раннего пит-стопа. В других случаях пилоты могут выбирать более осторожный подход, экономя топливо с самого старта.
  3. Инженеры команд проводят детальные расчеты, чтобы предсказать, сколько топлива потребуется для каждой гонки. Эти расчеты учитывают несколько факторов, в том числе характеристики трассы. Её длина, количество поворотов и тип асфальта существенно влияют на расход топлива. Помимо этого, важны погода и температура асфальта, ведь жара может увеличить расход топлива, поскольку моторы работают интенсивнее. Не стоит забывать и о стиле вождения. Каждый гонщик имеет свой стиль, который также влияет на расход топлива. Некоторые гонщики более агрессивны, в то время как другие могут управлять машиной более экономно.

Инженеры используют сложные симуляции и модели, чтобы определить оптимальное количество топлива для гонки. Они также анализируют данные с предыдущих гонок, чтобы улучшить свои прогнозы.

Как топливная стратегия проваливается из-за ошибок в расчётах

Несмотря на тщательные расчёты, команды иногда допускают ошибки. Свою роль может сыграть как какой-либо неучтённый элемент, так и банальный человеческий фактор. Это может привести к катастрофическим последствиям:

  1. Недостаток топлива. Если команда не рассчитает количество топлива правильно, гонщик может оказаться в ситуации, когда ему не хватает топлива для завершения гонки. Это приведёт к вынужденной остановке на трассе, сходу и дисквалификации.
  2. Избыточный расход. Если гонщик слишком агрессивно ведёт борьбу, атакует каждый поворот и выжимает максимум на прямых, не оставляя запаса топлива, он может потерять возможность максимально использовать скорость на последних кругах, когда это наиболее важно.
  3. Неверно подобранные пит-стопы. Стратегия с покрышками напрямую влияет на расход топлива. Выбрав несколько подряд участков на самом мягком типе резины, инженеры рискуют подставить гонщика.

На финише каждой гонки все болиды проходят процедуру взвешивания. Как и всё в Формуле-1, здесь каждый грамм имеет значение. Если болид, вместе с находящимся внутри пилотом, будет весить даже на 100 грамм меньше нормы, это дисквалификация. Поэтому расчёты топливной стратегии ведутся максимально чётко.

Дозаправка на пит-стопе в Наскаре
Дозаправка на пит-стопе в Наскаре

Чтобы понять важность этой процедуры, достаточно обратить внимание на поведение гонщиков сразу после пересечения финишной черты. На круге возвращения в боксы пилоты еду по неоптимальной траектории и собирают так называемые червячки – кусочки резины, отлетевшие от колёс болидов во время гонки. Проезжая по червячкам, гонщики получают несколько грамм веса к своим болидам, так как те остаются на покрышках. И это может помочь пройти процедуру взвешивания без нарушений.

Современное развитие топливных стратегий в автогонках

Топливная стратегия в Формуле-1 — это искусство, требующее от команд тонкого баланса между скоростью и экономией. Правильные прогнозы расхода топлива, учёт множества факторов и возможность гибко реагировать на изменения в гонке играют критически важную роль. Ошибки в расчетах могут дорого стоить командам, приводя к потерям на трассе. В конечном итоге, успешная топливная стратегия может стать тем фактором, который определит победителя гонки.

Несмотря на то, что с отмены дозаправок прошло уже почти 15 лет, команды до сих пор допускают ошибки. В сезоне 2024 года пилот «Мерседеса» Джордж Рассел был дисквалифицирован после победы на гонке в Бельгии. При минимально допустимом весе болида в 798 килограмм, машина победителя весила 796,5 кг. Так Рассел лишился не только завоёванного первого места, но и места в итоговом табеле вообще.

При этом, во многих других автогонках дозаправки продолжают жить. К примеру, в «Наскаре» регулярно можно наблюдать как за переливанием топлива на пит-лейне, так и за возникающими при этом проблемами, начиная от оторванных шлангов и заканчивая масштабными возгораниями.

Популярные вопросы (FAQ)

Согласно регламенту минимально допустимый вес болида составляет 798 килограмм.
Топливо в Ф-1 похоже на премиальный бензин, но с более тщательно контролируемой смесью. С 1992 года все команды обязаны использовать неэтилированный гоночный бензин с октановым числом до 102.