Булава в мире художественной гимнастики — особенности выбора и упражнения

Савинова Ксения Теория спорта и киберспорта

Зрелищность художественной гимнастики увеличивается, когда спортсменки используют спортивные снаряды. Среди них булавы. Это парный снаряд, по форме напоминающий древнее оружие, благодаря чему он получил свое название.

Дина Аверина, выступление с булавой
Дина Аверина, выступление с булавой

История возникновения и внедрения в художественную гимнастику

Физиолог Жорж Демени внедрил булавы в спорт для того, чтобы спортсмены могли тренировать свою координацию и внимание. Это произошло в начале 20 века и первое время снаряд применяли только для тренировок. Однако уже в середине 20 века булавы были включены в программу соревнований.

Кроме художественной гимнастики, булавы на протяжении некоторого времени применялись и в спортивной гимнастике. Целью было сделать этот вид спорта более зрелищным, женственным. Но эта попытка оказалась провальной, потому что специфика спортивной гимнастики противоречила использованию таких снарядов. В итоге их оставили только в художественной гимнастике.

Материал изготовления

Для первых булав в качестве материала использовали металл и дерево. Снаряды получались тяжелыми и травмоопасными. Сейчас такие предметы можно найти лишь в музее художественной гимнастики.

Современные булавы производят из каучука и пластика. Некоторые бренды используют только каучук, например, японский бренд Sasaki. Другие производители применяют комбинированный метод, когда головка булавы изготавливается из каучука, а ручка из прочного пластика, например, российский бренд Indigo, испанский Amaya. Размеры разных производителей для взрослых спортсменок отличаются несущественно, все они изготавливаются длиной 40-50см и весом примерно в 150г.

Пластик дешевле каучука, однако он менее износостойкий. Пластиковая булава имеет риск раскрошиться или разбиться, что может привести к травмам. Резиновая булава менее травмоопасный снаряд.

Для уменьшения скольжения, спортсменкам разрешили использовать булавы с бархатными ручками. Цвет от производителя обычно однотонный, поэтому обмотка булавы для выступлений, специальным цветным скотчем выполняется спортсменками самостоятельно.

После каждой тренировки булавы нужно протирать салфетками, хранить в специальном чехле. Это защищает их от возникновения потертостей, загрязнений, тем самым увеличивается срок службы снаряда.

Булавы для художественной гимнастики отличаются от атлетических. Классические атлетические иранские, их также называют индийскими, булавы в первую очередь отличаются весом, который варьируется от 1 до 12кг. Применяются для развития силы хвата, укрепления сухожилий, связок и суставов. Кроме того их используют для восстановления после травм, поэтому такие булавы, по-другому мудгары, могут использоваться гимнастками для реабилитации.

Атлетические булавы
Атлетические булавы

Особенности подбора снаряда

Чтобы гимнастке, особенно начинающей, было комфортно тренироваться и выступать, снаряд нужно подбирать индивидуально, он должен стать продолжением руки. Критериями для выбора являются:

  1. возраст спортсменки.
  2. уровень физической подготовки.
  3. особенности программы и упражнений.

Для самых юных спортсменок выбирают легкие снаряды небольшого размера, так как снаряд с большой рукояткой будет неудобным в применении. С возрастом и улучшением физической подготовки снаряд меняют на более длинный и тяжелый, по сравнению с предыдущим. Чтобы понять, что снаряд подходит по длине, нужно взять его в руку за и вытянуть руку. Если булава достает до середины плеча, значит, размер подобран правильно.

Как подобрать булаву по размеру
Как подобрать булаву по размеру

Гимнастические упражнения с булавой

Булавы — сложный снаряд, потому мнения насчет того, стоит с них начинать спортивный путь, разнятся. Существует мнение, что из-за сложности применения начинать тренировки нужно с чего-то другого. В то же время другие специалисты считают, что благодаря большому весу тренироваться нужно начинать именно с булав, потому что это помогает максимально хорошо тренировать движения рук.

Во время упражнений руки используют поочередно. Начинают тренировки с простых упражнений, со временем элементы усложняют. Для постепенного перехода к сложным упражнениям используют специальную схему:

  1. во время первого цикла спортсменка делает параллельные и последовательные броски, круги, другие упражнения, учится тому, что булава должна перемещаться внутри кистей плавно и без задержек.
  2. второй цикл включает в себя броски одной рукой, а круги второй, далее гимнастка сочетает разные виды кругов и мельниц.
  3. после освоения первых двух циклов упражнения усложняют, переходя к самому сложному элементу — жонглированию.

После завершения обучения основам, изученные элементы объединяют в программу и отрабатывают в комплексе.

Броски

При бросках гимнастка перекидывает снаряд из руки в руку в разных плоскостях, перебрасывает его над головой. Главное — при ловле держать снаряд в вертикальном положении.

Круги

Это упражнение включает движение запястьем для образования малых кругов, сбоку и снизу вверх. Средние круги выполняют за головой.

Мельницы

Мельницы — это усложненные круги. Сначала разучивают лицевые круги, постепенно переходя к круговым мельницам.

Упражнение мельница
Упражнение мельница

Перекаты

При этом упражнении спортсменка перекатывает снаряд сверху вниз, передает его и ловит с другой стороны корпуса.

Улиты

Спортсменка из положения «руки в сторону» выполняет упражнения вперед и назад, сначала одновременно, затем последовательно и сочетаются с малыми кругами.

Работа над ошибками

Для отработки сложной программы необходимо понять, как сочетать и чередовать упражнения, учитывать амплитуду, чувствовать музыку, под которую выполняется программа. Чтобы не стоять на месте, развивать умения, после соревнований тренер проводит разбор ошибок, общается с подопечной, выслушивает ее мнение. Далее составляется план работы над ошибками, для которого важно:

  1. подходить к спорту сознательно, отрабатывать ошибки поэтапно, постепенно сочетая сложные элементы между собой.
  2. осознанно и критически подходить к своим выступлениям. Важно уметь признавать ошибки и верно оценивать свои силы.
  3. не стоять на месте, постоянно усложнять программу, придумывать новые элементы.
  4. составлять программу таким образом, чтобы было как можно меньше необязательных движений, как правило, именно они провоцируют ошибки.
Тренер Екатерина Пирожкова разбирает выступление гимнастки
Тренер Екатерина Пирожкова разбирает выступление гимнастки