Зрелищность художественной гимнастики увеличивается, когда спортсменки используют спортивные снаряды. Среди них булавы. Это парный снаряд, по форме напоминающий древнее оружие, благодаря чему он получил свое название.
История возникновения и внедрения в художественную гимнастику
Физиолог Жорж Демени внедрил булавы в спорт для того, чтобы спортсмены могли тренировать свою координацию и внимание. Это произошло в начале 20 века и первое время снаряд применяли только для тренировок. Однако уже в середине 20 века булавы были включены в программу соревнований.
Кроме художественной гимнастики, булавы на протяжении некоторого времени применялись и в спортивной гимнастике. Целью было сделать этот вид спорта более зрелищным, женственным. Но эта попытка оказалась провальной, потому что специфика спортивной гимнастики противоречила использованию таких снарядов. В итоге их оставили только в художественной гимнастике.
Материал изготовления
Для первых булав в качестве материала использовали металл и дерево. Снаряды получались тяжелыми и травмоопасными. Сейчас такие предметы можно найти лишь в музее художественной гимнастики.
Современные булавы производят из каучука и пластика. Некоторые бренды используют только каучук, например, японский бренд Sasaki. Другие производители применяют комбинированный метод, когда головка булавы изготавливается из каучука, а ручка из прочного пластика, например, российский бренд Indigo, испанский Amaya. Размеры разных производителей для взрослых спортсменок отличаются несущественно, все они изготавливаются длиной 40-50см и весом примерно в 150г.
Пластик дешевле каучука, однако он менее износостойкий. Пластиковая булава имеет риск раскрошиться или разбиться, что может привести к травмам. Резиновая булава менее травмоопасный снаряд.
Для уменьшения скольжения, спортсменкам разрешили использовать булавы с бархатными ручками. Цвет от производителя обычно однотонный, поэтому обмотка булавы для выступлений, специальным цветным скотчем выполняется спортсменками самостоятельно.
После каждой тренировки булавы нужно протирать салфетками, хранить в специальном чехле. Это защищает их от возникновения потертостей, загрязнений, тем самым увеличивается срок службы снаряда.
Булавы для художественной гимнастики отличаются от атлетических. Классические атлетические иранские, их также называют индийскими, булавы в первую очередь отличаются весом, который варьируется от 1 до 12кг. Применяются для развития силы хвата, укрепления сухожилий, связок и суставов. Кроме того их используют для восстановления после травм, поэтому такие булавы, по-другому мудгары, могут использоваться гимнастками для реабилитации.
Особенности подбора снаряда
Чтобы гимнастке, особенно начинающей, было комфортно тренироваться и выступать, снаряд нужно подбирать индивидуально, он должен стать продолжением руки. Критериями для выбора являются:
- возраст спортсменки.
- уровень физической подготовки.
- особенности программы и упражнений.
Для самых юных спортсменок выбирают легкие снаряды небольшого размера, так как снаряд с большой рукояткой будет неудобным в применении. С возрастом и улучшением физической подготовки снаряд меняют на более длинный и тяжелый, по сравнению с предыдущим. Чтобы понять, что снаряд подходит по длине, нужно взять его в руку за и вытянуть руку. Если булава достает до середины плеча, значит, размер подобран правильно.
Гимнастические упражнения с булавой
Булавы — сложный снаряд, потому мнения насчет того, стоит с них начинать спортивный путь, разнятся. Существует мнение, что из-за сложности применения начинать тренировки нужно с чего-то другого. В то же время другие специалисты считают, что благодаря большому весу тренироваться нужно начинать именно с булав, потому что это помогает максимально хорошо тренировать движения рук.
Во время упражнений руки используют поочередно. Начинают тренировки с простых упражнений, со временем элементы усложняют. Для постепенного перехода к сложным упражнениям используют специальную схему:
- во время первого цикла спортсменка делает параллельные и последовательные броски, круги, другие упражнения, учится тому, что булава должна перемещаться внутри кистей плавно и без задержек.
- второй цикл включает в себя броски одной рукой, а круги второй, далее гимнастка сочетает разные виды кругов и мельниц.
- после освоения первых двух циклов упражнения усложняют, переходя к самому сложному элементу — жонглированию.
После завершения обучения основам, изученные элементы объединяют в программу и отрабатывают в комплексе.
Броски
При бросках гимнастка перекидывает снаряд из руки в руку в разных плоскостях, перебрасывает его над головой. Главное — при ловле держать снаряд в вертикальном положении.
Круги
Это упражнение включает движение запястьем для образования малых кругов, сбоку и снизу вверх. Средние круги выполняют за головой.
Мельницы
Мельницы — это усложненные круги. Сначала разучивают лицевые круги, постепенно переходя к круговым мельницам.
Перекаты
При этом упражнении спортсменка перекатывает снаряд сверху вниз, передает его и ловит с другой стороны корпуса.
Улиты
Спортсменка из положения «руки в сторону» выполняет упражнения вперед и назад, сначала одновременно, затем последовательно и сочетаются с малыми кругами.
Работа над ошибками
Для отработки сложной программы необходимо понять, как сочетать и чередовать упражнения, учитывать амплитуду, чувствовать музыку, под которую выполняется программа. Чтобы не стоять на месте, развивать умения, после соревнований тренер проводит разбор ошибок, общается с подопечной, выслушивает ее мнение. Далее составляется план работы над ошибками, для которого важно:
- подходить к спорту сознательно, отрабатывать ошибки поэтапно, постепенно сочетая сложные элементы между собой.
- осознанно и критически подходить к своим выступлениям. Важно уметь признавать ошибки и верно оценивать свои силы.
- не стоять на месте, постоянно усложнять программу, придумывать новые элементы.
- составлять программу таким образом, чтобы было как можно меньше необязательных движений, как правило, именно они провоцируют ошибки.