Понятие «автобуса» в футболе стало массовым после того, как его озвучил Жозе Моуриньо. Он высказывался так об игре соперника ещё будучи тренером «Порту», а придя в «Челси», своими комментариями сделал его повсеместным. Игра «автобусом» означает, что одна из команд отходит в глубокую оборону, прижимается к своим воротам и все игроки находятся за линией мяча. То есть, команда фигурально паркует возле своих ворот автобус, через который очень сложно поразить их ворота.
Отличительными особенностями подобной автобусной обороны являются:
- низкий процент владения мячом обороняющейся команды. Игра против автобуса подразумевает большое количество позиционных атак с целью поиска бреши в обороне и постоянного раздёргивания соперника в попытках организовать свободные зоны. Соответственно, большую часть времени мяч находится у атакующей команды;
- использование схем с большим количеством защитников. Два или три центральных, плюс опускающиеся фланги – минимальный набор для автобуса. Сюда же часто добавляются опорники, способные в любой момент занять места в центре обороны. Зачастую тренер использует также фланговых полузащитников, способных оперативно выдвинуться вперёд для игры на контратаках;
- зонная защита и сдваивания. Игроки обороняющейся команды не играют индивидуально, а работают только по позиции, оперативно перемещаясь для подстраховки, чтобы всегда обеспечивать плотность на отдельном участке поля;
- большое количество тактических фолов с целью сбить скорость игры и атаки противника.

На первый взгляд может показаться, что автобус – довольно простая тактика: знай себе, стой в своей штрафной или около неё, да останавливай все атаки соперника. Но на деле требуется не только моментальная реакция на любые нестандартные ходы со стороны оппонента, но и хорошая физическая подготовка, ведь игра без мяча крайне выматывает.
Можно сказать, что автобус в футболе – это наследник катеначчо, но данные понятия не тождественны. Катеначчо – это тоже глубоко оборонительная тактика, но, как правило, её применяли уже после достижения нужного результата. Сначала команда забивала, потом садилась в оборону, удерживая счёт. При необходимости игра снова раскрывалась. С полноценным автобусом гораздо сложнее перестроиться на атаку.
Футбольные автобусы: как поставить и взломать
Рассмотреть подобную тактику следует с двух сторон: со стороны обороны и со сторон атаки. Одни тренеры изначально больше обращают внимание игроков на то, как парковать автобус, а другие на то, как вскрывать подобную оборону. Соответственно, расстановка на поле также меняется ключевым образом в зависимости не только от стороны, но и от различных тактических нюансов, которые каждый тренер подбирает самостоятельно. Вот важные моменты, которые необходимо учитывать:
- чтобы выставить автобус, необходимо, чтобы каждый игрок, от вратаря до нападающего, чётко следовал своей роли, закрывая те зоны, которые указал тренер. Голкиперу важно отказаться от коротких передач и меньше играть ногами, нападающим спускаться как можно ниже, не только обеспечивая ещё один оборонительный слой, но и цепляясь за мяч с целью развития контратаки;
- в тройке центральных защитников тот, что посередине, дополнительно оттягивается назад, возрождая популярную ранее роль либеро – последнего защитника. При этом, роль этого игрока гибридна, что позволяет оперативно подниматься, создавая офсайдную ловушку;
- фланговые защитники начинают выполнять роль латералей, но часто стягиваются в центр, в зависимости от ситуации;
- при взломе автобуса ключевое значение имеет движение мяча. Как бы хорошо не оборонялась команда, в её защите появляются слабые зоны, и если суметь ими воспользоваться, то можно забить долгожданный гол. При этом, чем лучше защита, тем эти зоны возникают реже, и на первый план выходит не только контроль мяча, но и индивидуальное мастерство атакующих футболистов;
- чем плотнее команда прижимается к своим воротам, тем больше её игроков собирается в центре. Это освобождает фланги, поэтому против автобусов часто используется тактика большого количества навесов, для чего с атакующей стороны выпускаются высокие центральные нападающие. Однако даже столбам будет тяжело бороться за позицию в гуще чужих игроков;
- ещё один способ взлома — дальние удары, способные пробить всю выстроенную оборону насквозь. Но, опять же, это далеко не панацея, ведь на пути снаряда много препятствий, да и мастерство бьющего должно позволять подобные действия.

Относиться к автобусу в футболе можно по-разному. Это убивает зрелищность, игра для сторонних зрителей становится гораздо менее увлекательной. Но подобная оборона способна обеспечить нужный результат, что ценится гораздо выше.