Снукер считается одной из самых быстро прогрессирующих разновидностей бильярда и чрезвычайно популярной в Европе, Азии и Индии. Существует несколько разновидностей снукера, и у каждой из них есть свои отличия в правилах от общепринятого стандарта. Ниже мы расскажем вам про основные правила снукера в «классической» версии, к которой уже привыкли современные его поклонники.
Размеры стола в снукере
Тем, кто раньше пробовал свои силы в пуле или русском бильярде, конечно, будет непривычно переходить на стол для снукера. Стандартное игровое поле, устанавливаемое на официальных соревнованиях, имеет прямоугольную форму с соотношением сторон 2×1, а именно, 3,7 м на 1,8 м (в эмпирической системе, принятой в Британии — 12 на 6 футов). В домах и пабах, где пространство ограничено, устанавливаются столы для снукера меньшего размера. Соответственно, все прочие параметры также пропорционально уменьшаются, вплоть до двух раз от общепринятых значений.
На стол, обтянутым сукном с низким ворсом, также наносится болкерная линия. Она проводится параллельно дальнему короткому борту (относительно расположения пирамиды из красных шаров) на расстоянии 74 см от него. К этой линии примыкает полукруг радиусом 29 см, направленный к тому же борту. В снукере его называют «сектор D» за внешнее сходство с заглавной буквой латинского алфавита в верхней проекции. Из этого сектора, к слову, выполняется начальный удар в каждой из партий. Кроме этого, на стол наносятся 6 точек для обозначения положения цветных шаров. Две из них находятся в месте присоединения «сектора D» к болкерной линии, ещё одна наносится на неё же, на равном удалении от названных точек, тем самым располагаясь на воображаемой продольной оси стола.

На этой же оси лежат и остальные 3 точки. В самом центре стола, напротив обеих средних луз, размещается точка для синего шара, отметка для розового шара наносится на расстоянии примерно в 83,5 см от ближнего к пирамиде короткого борта, чёрный — в 32,5 см от него же. Сама пирамида из красных шаров располагается так, чтобы её вершина была максимально близка к розовому шару, но не касалась его. Такое начальное расположение шаров предписывают правила снукера перед разбитием пирамиды в каждом из фреймов.
Как начисляются очки в снукере
Целью игры в снукер является набрать больше очков, чем соперник. Пополнить свой игровой счёт снукеристы могут как собственными силами, так и благодаря ошибкам соперника, в том числе, нарушениям правил, за которые очки не отбираются у совершившего фол игрока, а начисляются его оппоненту. Ниже рассмотрим оба этих варианта развития событий.
Ценность шаров в снукере правила в снукере
Снукер, как и любой другой вид бильярда, подразумевает, что игрок должен в первую очередь стараться набрать очки самостоятельно. Для этого каждому из участников матча необходимо забивать шары разного цвета, каждый из которых имеет свой номинал:
- красный — 1 очко;
- жёлтый — 2 очка;
- зелёный — 3 очка;
- коричневый — 4 очка;
- синий — 5 очков;
- розовый — 6 очков;
- чёрный — 7 очков.
Также в одной из официальных версий снукера, существовавшей в середине 1950-х г.г. — так называемом «снукер-плюс» — к основным шарам добавлялись оранжевый и фиолетовый. Оба они располагались на центральной продольной оси так, что первый из них находился ровно посередине между синим и розовым шаром, а второй — также на равном удалении от синего и коричневого. Оранжевый и фиолетовый шары стоили соответственно 8 и 10 очков.

Правила набора очков
Тем не менее, в классическом снукере очки набираются игроками только при помощи красных шаров и одного из семи цветных. Совершая подход к столу, снукеристы обязаны забить один из красных шаров, попав по нему «битком», после чего дополнить комбинацию точным ударом в одному из цветных шаров. Как правило, игроки стараются использовать наиболее дорогие из них, но бывают и ситуации, когда в силу их недоступности могут забиваться любые другие шары. В случае промаха по любому из шаров ход переходит от одного участника матча к другому.
После того, как был забит последний из красных шаров на столе, игроки должны «собрать» все цветные шары по возрастанию их стоимости: жёлтый, зелёный, коричневый, синий, розовый и чёрный.
Штрафные очки в снукере
Однако очки могут начисляться игрокам не только вследствие собственных удачных комбинаций, но и вследствие нарушения их оппонентами правил игры.
Самым распространённым типом фола является «мисс» или, в переводе на русский, «промах». Он фиксируется в том случае, если игрок не попал битком по прицельному шару. Чаще всего подобное происходит при попытке выйти из «снукера». Этим словом называют положение, при котором прицельный шар частично или полностью закрыт другими шарами для попадания по нему битком. За обычный фол такого рода соперник получает 4 очка, но цена ошибки может возрасти до 7 очков, если «снукер» был поставлен на одном из трёх шаров дороже 4 очков или же если при попытки выйти из обычного «снукера» игрок вместо красного шара попадает по синему, розовому или чёрному шару. В последнем случае размер штрафа зависит от стоимости шара, по которому было ошибочно совершено касание битком.

Также 4 очка штрафа могут быть начислены за следующие нарушения:
- Игрок при прицеливании по битку случайно коснулся его кием.
- Игрок при прицеливании коснулся любого шара частью экипировки: кием, жилеткой или рукавом рубашки.
- Игрок при совершении удара помешал движению шара на столе любой частью экипировки (Дэвид Лайли — на фото выше — однажды получил фол за то, что из кармана его жилетки выпал мел для кия и оказался на пути битка в момент его обратного движения от борта — прим. Verybet).
- Игрок совершил удар по прицельному шару, и он покинул пределы стола.
- Игрок при совершении удара не касался пола носком хотя бы одной ступни.
- Игрок совершил удар, после которого ни биток, ни прицельный шар не коснулись борта.
- Игрок начал выполнять очередной удар в серии по прицельному шару до того, как все шары на столе оказались в статичном положении и др.
«Сенчури» и «максимумы»
«Сенчури» или «сенчури брейк» — это единая серия из результативных ударов, принесшая игроку 100 очков и более. Термин возник от английского слова, в переводе на русский означающего «век, столетие» и пришедшего в снукер благодаря цифровому выражению этого периода.
Частным случаем «сенчури» является «максимум», то есть, серия, по итогам которой игрок смог набрать 147 очков — максимально возможное значение, которое предполагают правила снукера. Оно достигается пятнадцатью последовательными комбинациями из красного и чёрного шаров (1+7 очков), а также семью точными ударами по всем цветным шарам общей стоимости в 27 очков.
Лидером по количеству «сенчури» за всю историю подсчётом является шестикратный чемпион мира по снукеру Ронни О’Салливан (1257), он же является обладателем лучшего достижения по максимальным брейкам в 147 очков (15).

Нестандартные ситуации в снукере
В ход любого из фреймов могут вмешаться особые ситуации. Они могут потребовать или определённых действий от игроков, или же вовсе заставить рефери объявить об остановке текущего фрейма и назначить его переигровку.
«Рерэк»
К слову, о переигровке. Термин «рерэк» (англ. «re-rack») как раз используется для обозначения патовой ситуации, при которой дальнейшее развитие фрейма выглядит нецелесообразным и приведёт лишь к задержке игрового времени. Чаще всего это происходит в том случае, если оба игрока поочерёдно исполняют отыгрыши, подкатывая биток к группе красных шаров, находящихся в ещё плотной пирамиде. Тогда судья матча предлагает игрокам начать фрейм сначала и восстановить положение всех шаров на столе, но правила снукера требуют получения согласия обоих участников.
«Тачинг-бол»
Одно из наиболее выгодных положений для бьющего игрока. Возникает оно при условии, что биток плотно прилегает к прицельному шару и между ними нет даже минимального просвета.

«Респот-блэк»
Этот правила игры в снукер термин в переводе с английского означает «повторная установка чёрного шара на отметку». Единственной ситуацией, при которой возможно такое развитие событий, является установление ничейного результата после того, как был забит последний чёрный шар во фрейме. В этом случае производится жеребьёвка права первого удара, после чего соперники совершают удары только по одному чёрному шару до тех пор, пока он не будет забит. Вот где настоящая игра нервов!