Спортивное фехтование: история, виды и правила

Спортивное фехтование Теория спорта и киберспорта

Спортивное фехтование — красивый и эффектный вид спорта, входящий в состав Олимпийских дисциплин. Спортсмены соревнуются при помощи холодного оружия, а суть фехтования состоит в том, чтобы нанести противнику как можно больше уколов, при этом не допустить ударов по себе.

Спортивное фехтование
Спортивное фехтование

История фехтования

История спорта насчитывает несколько столетий. В средние века фехтование не было спортом в современном его понимании, в первую очередь это было важной частью боевых искусств.

Некоторые историки говорят, что первые записи о фехтовании датируются 14 веком. Фехтование быстро набирало популярность, а монархи стран Европы стали проводить соревнования, где можно было показать свою ловкость и силу. Тогда же, в Италии открылась первая школа по фехтованию, где желающие обучались не только технике боя, в программу обучения включили этикет и правила поведения на арене.

Фехтование являлось прерогативой богатого сословия из—за дороговизны оружия. А горожане и крестьяне, желающие приобщится к популярному виду спорта, соревновались на самодельных фехтовальных палках, которые специально для этого обивали железом.

Три столетия понадобилось фехтованию чтобы перерасти в полноценную спортивную дисциплину. Создавались клубы, проводились соревнования, в которых принимало участие все больше людей.

Парижская школа спортивного фехтования, открытая в 18 веке усовершенствовала основы итальянской школы. В 19 веке начали создаваться международные ассоциации, стали проводиться международные турниры. Еще через 100 лет спортивное фехтование включили в список Олимпийских дисциплин.

Другие историки высказывают мнение, что о фехтовании было известно уже более 3х тысяч лет назад в Египте, Древней Греции и других странах. Были найдены фрески, на них изображены люди с оружием, напоминающим нынешние разновидности, применяемые в этом спорте.

Боевое историческое фехтование
Боевое историческое фехтование

Виды оружия

В спортивном фехтовании применяется несколько разновидностей оружия:

  1. спортивная рапира имеет 500г и клинок с четырьмя гранями длиной 110см. Для защиты руки у нее есть гарда диаметром 12см. С рапиры начинают тренировки новички. Правила говорят, что удары разрешено наносить лишь острием клинка. В зачет идут только те уколы, что попали в поражаемую поверхность электропроводящей куртки;
  2. спортивная шпага имеет вес 770г и трехгранный гибкий клинок длиной 110см. Гарда у шпаги имеет диаметр 13,5см, она лучше защищает руку спортсмена. По правилам в зачет идут все уколы, нанесенные в любую часть тела соперника. Именно шпага была оружием пехоты до 18 века и при ее помощи соревновались первые фехтовальщики;
  3. спортивная сабля весом 500г и имеющая трапецевидный клинок переменного сечения, длиной не более 105см. Сам клинок не должен быть длиннее 88см. Ширина клинка должна быть не менее 4мм, а толщина 1,2мм. Размер гарды составляет 15 на 14см с высотой 15см. Правила гласят, что укол можно наносить любой частью лезвия, обухом и концом клинка. Поражаемой поверхностью является верхняя часть тела.
Клинок фехтовального оружия делают из двух видов металла — самая нагруженная часть изготавливается из прочной стали, остальную часть делают из дешевого алюминия.
Виды оружия в спортивном фехтовании
Виды оружия в спортивном фехтовании

Правила фехтования

Перед началом поединка необходимо проверить экипировку спортсменов, оборудование на жесткость, наличие повреждений, электропроводимость. Это делают рефери.

Судьи следят за соблюдением правил боя, кроме того они засчитывают или не засчитывают нанесенные уколы, назначают штрафы за несоблюдение правил. Во время спорных моментов возможен просмотр видеоповтора, который имею право запросить и сами спортсмены.

Главной задачей соперников является нанесение как можно большего количества уколов противнику и не допустить нанесение ударов по себе. Бой длится определенное количество времени.

В зависимости от дисциплины отличаются правила фиксации уколов. Для избежания ошибок, при фиксации ударов, применяют электронные системы. Когда происходит укол в фехтовании, зажигается лампа и звучит сигнал. Побеждает тот фехтовальщик, кто первым наберет 15 очков. Если на момент окончания поединка счет остается равным, спортсменам дается еще одна минута и побеждает тот, кто первый сделает укол. Если и за эту минуту никто не нанесет удар, победа отдается тому фехтовальщику, кто победил в, разыгрываемом в начале поединка «приоритете».

Спортсменам запрещено уходить от границы и выходить за боковую линию, провоцировать соперника оскорблениями, применять поврежденное или неразрешенное оружие, проявлять неуважение к судейскому составу.

Нельзя совершать любые действия с оружием без одобрения судьи. Также спортсмены не имеют права покидать площадку или снимать маску до озвучивания команды «Стой».

Кроме предупреждений и штрафных уколов судьи могут дисквалифицировать спортсмена за грубое или повторное нарушение прописанных правил или неспортивное поведение.

Судья следит за соблюдением правил
Судья следит за соблюдением правил

Из чего состоит костюм спортсмена

Защитный костюм спортсменов состоит из специальной куртки и брюк с подтяжками, длиной по колено, белых гетр, перчаток, специальной, на плоской подошве, обуви. Кроме того голову спортсмены защищают при помощи маски с металлической сеткой и защитным воротом.

В зависимости от выбранного оружия отличаются некоторые части экипировки:

  1. рапиристы используют металлизированный жилет, электрический воротник;
  2. саблистам изготавливают специальную куртку, а сетка и воротник их масок не изолированы;
  3. у шпажистов нет специальных частей экипировки, но сетка внутри маски изолирована специальным ударопрочным материалом.

Требования к дорожке

Дорожка для спортивного фехтования имеет размер до 14м в длину и до 2м в ширину. Материал для дорожки должен иметь хорошую электропроводимость, но в то же время и изоляцию от системы обнаружения уколов.

По ширине с обеих сторон расположены отрезки в 2см. Они нужны чтобы информировать спортсменов о подходе к границе.

На дорожке есть центральная разметка и линии исходного положения противников. С обеих концов для безопасности оставляют свободное пространство длиной до 2м.

Помещение должно иметь матовый деревянный пол и яркое, но не слепящее освещение.

Дорожка
Дорожка

Ход проводимого боя

В начале раундов и перед дополнительной минутой противники занимают исходную позицию боком друг к другу на линии.

Начало и конец боя регулируется судьями.

Последняя стадия индивидуальных соревнований делится на три раунда по три минуты с перерывом в одну минуту.

В командных соревнованиях фехтовальщики должны провести бой со всеми участниками другой команды.

Как фиксируются уколы или удары

Для фиксации ударов применяются фиксаторы. При их срабатывании раздается звуковой сигнал и зажигается световой датчик. Только они могут быть основанием, чтобы зафиксировать укол. Однако рефери имеют право отменить удар, если спортсмен нарушил правила. После команды «Стой» уколы не засчитываются, кроме удара, процесс которого был начат еще до начала команды.

У шпажистов имеет значение само попадание в соперника, у рапиристов и саблистов учитываются только те удары, которые попали в поражаемую область.

Какие проводятся соревнования по фехтованию

Спортивное фехтование отличает то, что во многих открытых турнирах принять участие имеют право все желающие, то есть не только профессиональные фехтовальщики. Мужчины, женщины и дети сражаются отдельно.

Разделение турниров может быть по количеству участников — индивидуальные соревнования, командные или массовые бои. Кроме того турниры так же бывают разные по виду — спортивное, историческое, японское, ролевое и сценическое фехтование.

Спортивное фехтование представлено на чемпионатах стран, чемпионате Европы и Олимпийских играх.

Сценическое фехтование
Сценическое фехтование

Популярные вопросы (FAQ)

Судейство по традиции осуществляется на французском языке. Для этого рефери должны получить удостоверение национального или международного арбитра.
Заниматься спортивным фехтованием можно с 6 лет. Для этого вида спорта требуются хорошие физические данные, реакция, скорость, умение тактически мыслить.
Добавить комментарий