Слипстрим в Формуле-1: увеличение скорости за счёт соперника

Слипстрим в Формуле-1 Теория автоспорта

Слипстрим в Формуле-1 (slipstream — воздушный след) — это аэродинамический эффект, позволяющий болиду, движущемуся позади другого автомобиля, снизить сопротивление воздуха и развить дополнительную скорость.

В отличие от DRS, который является искусственным инструментом, слипстрим — естественное явление, используемое гонщиками в любых категориях спорта. Классическое отображение работы физики применяется не только в гонках. Любые скоростные соревнования подразумевают поиск чистого воздуха. Можно встретить это термин в мотобайке, велогонках, и даже лыжах или марафоне.

Слипстрим в Формуле-1: как работает эффект грязного воздуха

Когда болид движется по треку на высокой скорости, он сталкивается с мощным воздушным сопротивлением. Конструкция позволяет использовать его для прижимной силы. Но машине, находящейся позади соперника, этот воздух не достаётся. Она попадает в воздушный след болида впереди.

Иными словами, болид попадает в поток разрезанного, «грязного» воздуха, в котором сопротивление этого самого воздуха падает примерно на 25%. Меньше давления – выше скорость. Если грамотно использовать слипстрим в Формуле-1, прирост составляет около 20 километров в час, набранных за несколько секунд.

Логично, что этот эффект наиболее выражен на длинных прямых. Например, в Монце в 2023 году пилоты при помощи слипстрима выжимали на стартовой прямой более 350 км/ч.

Один "Мерседес" идёт в зоне слипстрима другого
Один «Мерседес» идёт в зоне слипстрима другого

Однако этот эффект несёт не только скоростные преимущества. Его негативное воздействие довольно очевидно:

  1. За ведущим болидом образуются хаотичные завихрения, которые ухудшают прижимную силу следующей за ним машины.
  2. Отсутствие прижима, в свою очередь, снижает устойчивость.
  3. Перегрев двигателя и тормозов из-за сниженного охлаждающего потока.
  4. Слипстрим в Формуле-1 коварен. Резко возрастающая скорость может подставить гонщика, который не успеет вовремя уйти на обгон. Полёт Уэббера после столкновения с Ковалайненым до сих пор во всех хайлайтах королевских гонок.
Слипстрим иногда сравнивают с DRS. По выполняемым функциям они действительно похожи. Но очевидные отличия физического эффекта и механического приспособления также видны невооружённым взглядом. Система даёт контролируемое снижение сопротивления воздуха и работает только в выделенных для этого зонах. Эффект же более рискован и можно попасть в него даже против своего желания на любом участке трассы.

Будучи непосредственно на хвосте соперника, гонщик может получить ряд преимуществ. А может столкнуться с проблемами. На это влияет ряд факторов, ключевой из которых – мастерство самого пилота. К примеру, в квалификациях партнёры по команде часто разгоняют друг друга слипстримами. А в гонке опытный пилот, используя сочетание DRS и слипстрима может на прямой получить достаточную прибавку скорости для обгона.

Слипстрим в Формуле-1: увеличение скорости за счёт соперника
Авария Уэббера и Ковалайнена

Эволюция слипстрима

Влияние этого эффекта на Формулу-1 сложно переоценить. Ещё на заре становления королевских гонок многие команды с болидами, на которых стояли мощные моторы, но при этом были проблемы с аэродинамикой, уповали как раз на то, чтобы пользоваться грязным воздухом позади своих соперников. А когда сталкивались два одинаковых болида и два настоящих мастера пилотажа, всё превращалось в полноценную дуэль слипстримов. Яркий пример – сражения Проста и Сенны.

Появление системы, снижающей уровень сопротивления воздуха (DRS), в 2011 году, как раз связано со слипстримом. А точнее, с падением его влияния на гонки. Команды стали уделять аэродинамике своих болидов должное внимание. Это привело к увеличению турбулентности. Второй болид терял до 40% прижимной силы, что сводило слипстрим к минимуму. Поэтому и появился своеобразный костыль в виде открывающегося крыла.

Но постепенно обновляющийся технический регламент нормализует ситуацию. Слипстрим в Формуле-1 постепенно приобретает былые ценность и значимость. А с 2026 года вновь выйдет на первые роли.

DRS отменят, а на её место придёт так называемая «обгонная кнопка» — возможность увеличения скорости за счёт дополнительной мощности батарей. Слипстрим снова станет главным инструментом обгонов. А внедрение адаптивных аэродинамических элементов позволит автоматически снижать уровень сопротивления при сближении с конкурентом.

Вот только возвращение влияния эффекта приведёт и к возвращению рисков, связанных с ним. Пилотам, особенно новичкам, потребуется провести большое количество тренировок. Это необходимо, чтобы чётко понимать, как работать с грязным воздухом и как не допустить аварии. А аварии могут стать по-настоящему массовыми, когда гонщики при плотном движении будут врезаться друг в друга по цепочке, создавая полноценные завалы.

Популярные вопросы (FAQ)

Двигаясь по треку, болид Формулы-1 рассекает обычные, свободные потоки воздуха. Они обтекают элементы конструкции и обеспечивают нужное воздействие. Это чистый воздух. Когда же болид рассекает поток, позади него образуются завихрения, в результате взаимодействия воздуха с корпусом машины. Образуется грязный воздух. Следующий прямо позади пилот попадает уже в грязный поток, не обеспечивающий должного уровня стабильности.
Добавить комментарий